Восточноевропейский экспресс: итоги UFW и MBKFD
Веня Брыкалин о влиянии эстетики девяностых на ключевые коллекции Ukrainian Fashion Week и Mercedes-Benz KievFashion Days.
В этом сезоне две недели моды в Киеве – Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и Ukrainian Fashion Week, совпавшие во времени, превратились в длительный забег со сложной логистикой. На волне общемирового увлечения восточноевропейской эстетикой это был яркий калейдоскоп показов на исторических локациях, уличных кастингов и тяжелого влияния 90-х. Жаль, что публика не увидела новые коллекции Юлии Ефимчук и Антона Белинского, которые плотно работают с кодами постсоветской действительности, – дизайнеры представят свои коллекции в Париже. Но и в их отсутствие последний раунд коллекций сложился в стройное повествование о нашем недалеком прошлом и честном настоящем.
Анна Октябрь организовала показ в помещении киевского Дома одежды. На входе гостей встречал портал дверного проема, затянутый непритязательной шторой, с вывеской FASHION – немой памятник развивающейся модной индустрии Украины. В мягком свете субботнего утра коллекция дизайнера, свежая и динамичная, оказалась под стать месту (или наоборот). Здесь были все узнаваемые приемы Октябрь – летящие платья из хлопка с обнаженными плечами, брючные костюмы в полоску из металлизированной бахромы, воланы и рюши. Но чем дальше дизайнер отрывалась от знакомых формул, которые служат фундаментом ее международных продаж, тем выигрышнее смотрелась коллекция. Октябрь смело идет на эксперименты: отсекает один рукав на женственных платьях-миди, собирает свободные пальто при помощи деликатных корсетных поясов на шнуровке. В джинсах-бананах на высокой талии, топах и платьях со спущенной линией плеча, вдохновленных мужскими рубашками, обнаружился новый мощный характер. Эффект встречи с повзрослевшей Анной Октябрь усиливался одним из лучших кастингов в Киеве.
Есть риск в том, что сложная драматургия показов может затмить то, ради чего на них собирается публика, то есть одежду. От Ивана Фролова ждут театрального действа и здесь ему приходится оправдывать ожидания своей аудитории. В этот раз Фролов наполнил залы Арсенала ароматом ладана, пригласил хоровую капеллу юношей с медитативным вокалом, а за кулисами во время дефиле билось стекло (интересно, зачем там оказались цветочные вазы?).
Все это так или иначе отвлекало от коллекции, которая стала самой сильной в карьере дизайнера. Фролов постепенно уходит от уличного хулиганства – дизайнер представил красиво скроенные жакеты, рассеченные на спине, широкие брюки из комбинированной ткани, сложные скульптурные топы из парчи и тренчи из кружева, затянутые поясами на уровне груди. Ранние коллекции Фролова грешили буквальными трактовками эротизма и секса. В новом сезоне дизайнер концентрируется на крое; в его самых закрытых вещах больше чувственности, чем в откровенных нарядах и нарочитом стайлинге прошлых показов. Это было убедительное начало нового пути, которое оставляет ждать продолжения.
[GALLERY id= 158481;]
К работе над осенне-зимней коллекцией Елена Рева привлекла стилистов Дашу Лагенберг и Антона Белинского, известных нежной страстью к кодам контркультуры и рифмам "бедных" 90-х. Модели на показе появлялись из полумрака анфилад Мыстецкого Арсенала, их путь фиксировали на VHS камеру и транслировали прямо на стены. Туда же проецировалось видео, снятое в интерьерах станции метро "Золотые Ворота" молодой художницей Алиной Гонтарь, – сплошь фальшивые бриллианты, испуганный взгляд белокурой модели и монументальная советская архитектура.
Сочетание романтизма и постсоветского китча рождало странный, но притягательный эффект – модели Ревы в свободных пальто, ультракоротких платьях из драпированного бархата и распарованных сапогах-ботфортах, обтянутых люрексом, выглядели как гостьи рейва, явившиеся не по адресу. Самые удачные выходы несли отпечаток безупречных линий, которыми зарекомендовала себя дизайнер, как, например, комбинезон-бюстье из черной шерсти и алые платья-миди из шелка. Заигрывание с 90-ми для Ревы, сделавшей имя на лаконичных коктейльных платьях, было опасной территорией, но риск этот показался вполне оправданным. В новой коллекции, пускай не всегда ровной, чувствовался свежий и дерзкий взгляд.
В рамках UFW Светлана Бевза представила часть новой коллекции. В сотрудничестве с музеем Гончара дизайнер создала видеоработу на тему истории украинского платка и показала несколько образов об этом же.
Уже второй сезон Бевза не делает дефиле в Киеве – новую коллекцию дизайнер готовит для парижского шоурума в марте. Поэтому в офисе Светланы пока можно увидеть лишь часть ее работы: платья-водолазки с капюшонами из плотного джерси, пальто из шерсти, расцвеченные под вареный деним, и свежую версию брюк-бананов и юбок-тюльпанов, знакомых славянскому глазу со времен перестройки.
"Мировая мода 80-х просочилась в нашу культуру только в 90-е. Я хорошо помню, как женщины шили одежду по выкройкам из иностранных журналов, как джинсы вываривались в кастрюлях и как в качестве аксессуаров носили пластиковые пакеты с иностранными логотипами. Тогда это считалось пределом шика. Для меня важно оставаться в координатах минимализма, но, конечно, эта работа полна иронии по отношению к моде тех лет," – так Светлана комментирует неожиданный поворот в сторону широких силуэтов и эстетики каталогов Burda Moden. Улыбка дизайнера в адрес неуклюжего постсоветского прошлого материализовалась в просторное платье работницы (так его называет сама Бевза) из красочного пэчворка по мотивам украинских платков. На фоне сдержанного монохрома, характерного для коллекций Светланы Бевзы, работа с фольклором смотрится удачным и своевременным решением.
На показе Саши Каневского в киевском Доме актера порой было трудно отличить моделей на подиуме от гостей – его шоу собирают самую живописную публику столицы. Каневский из тех дизайнеров, кто не сооружает громоздких концептов, его коллекции обретают полный смысл, когда знаешь его лично и его окружение. Это одежда для ребят, которые живут как он и рядом с ним, – угловатых, в татуировках, кто босиком, кто в тапочках. Именно этот эффект узнавания – идей, вещей, образов – и производит сильное впечатление. В своих коллекциях дизайнер исследует поэтику спальных районов, но не эксплуатирует ее. Тут нет ни горечи поражения, ни обиды на социальную несправедливость. Дизайн Каневского – это удовольствие от жизни и здоровый стёб, понятный всем, кто хоть раз подвязывал спадающие джинсы шнурками от кроссовок.
В новой коллекции Каневский раскрашивает пуховики мотивами с полотен Ренессанса, сочиняет скульптурные свитеры с развитой мускулатурой (пишет, что вдохновлены античными статуями) и сочетает их с шелковыми трусами-боксерами. "На ногах лучшие в мире носки Falke – потому что красиво", – вот так бесхитростно команда Каневского описывает образ из нового шоу. Лучшие коллекции рождаются тогда, когда дизайнер верен себе и своему голосу. В очередной раз Каневский показал, что у него можно этому поучиться.
Читайте также:
Татьяна Соловей об одном дне и пяти годах модной индустрии Украины