КУПИТИ КВИТКИ

Журнал: интервью с Сергеем Михальчуком

В июле на Одесском кинофестивале покажут фильм Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками", получивший приз за лучшую операторскую работу на Берлинском кинофестивале. Накануне премьеры с прославленным оператором Сергеем Михальчуком поговорила Дарья Слободяник

Застать хорошего оператора дома сложно. Поскольку Сергей Михальчук, снявший самые успешные украинские картины последних лет – "Поводырь" и "Параджанов", – один из лучших, сделать это практически невозможно. Я нахожу его в Минске. Там, пока в Украине к прокату готовится его картина – российско-украинский проект "Под электрическими облаками", снятый во времена, когда такие проекты еще были возможны, – Михальчук снимает новую ленту Валерия Тодоровского. С Тодоровским он делает третий совместный фильм: за первый – "Любовник" – в 2002 году молодой украинский оператор родом из Луцка получил главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне.

На съемках фильма
На съемках фильма "Большой" Валерия Тодоровского, май 2015

О скромном и обаятельном Михальчуке так и хочется сказать с пафосом: он – гордость Украины. Ну правда, гордость, и никак иначе. Сегодня в архиве 42-летнего оператора – 15 фильмов. Ни одного проходного, ни одного от "случайного" режиссера. С Валерием Тодоровским Сергей снял культовые ленты "Любовник" и "Мой сводный брат Франкенштейн", с Олесем Саниным – "Мамай" и "Поводырь", с Еленой Фетисовой и Сержем Аведикяном – невероятно красивого "Параджанова". Почерк Михальчука безошибочно узнаешь в первые пять минут: образы сочные, но лаконичные, в хорошем смысле мужские и при этом чувственные.

В детстве Сергей хотел стать фотографом. "В семь лет я выпросил у родителей фотоаппарат – подарили на день рождения". До того как стать оператором в большом кино, Михальчук успел стать одним из самых востребованных в Украине фотографов. Было все – съемки рекламы, фотосессии для первого в стране глянца. "Сегодня кино – любимая профессия, фотография – для души", – раскладывает свою жизнь по полочкам спокойный, уверенный в себе оператор, от которого веет терпением. Быть выдержанным Михальчук научился на съемках. "Большое кино – "долгострой". Фильм снимают быстро, а вот выходит картина долго. Пока выйдет в прокат, ты успеваешь снять еще несколько".


"Поводырь", режиссер Олесь Санин, 2014


"Поводырь", режиссер Олесь Санин, 2014


"Параджанов", режиссеры Елена Фетисова и Серж Аведикян, 2013

Так было с картиной Германа-младшего. "Под электрическими облаками" – почти пророческую ленту о том, как в 2017 году мир оказывается на грани войны, – создавали пять лет. Именно поэтому на картине работало два оператора: россиянин Евгений Привин и украинец Сергей Михальчук. "Кино далось мучительно больно", – рассказывал в интервью Герман-младший, снявший, по мнению многих критиков, свой лучший фильм. "Снимали действительно "больно", – подтверждает Михальчук. – И тема сложная, и подход у Алексея непростой. Все, что он делает, он делает скрупулезно, точно и честно. Просто, на шару, такие вещи не даются".

Фильм Германа-младшего покажут на Одесском кинофестивале – это будет украинская премьера ленты, которую сейчас нам особенно важно посмотреть. И не только для того, чтобы оценить визионерский дар Германа-младшего, в относительно спокойном 2010 году задумавшего картину о войне, но и для того, чтобы увидеть работу украинца Сергея Михальчука, которого мир признал профессионалом А-класса.

Год, когда снимали "Под электрическими облаками", у Михальчука выдался сложным. "Параллельно мы делали еще две картины – "Параджанова" и "Поводыря". Три фильма в год – это за пределами возможностей оператора. Я еле выжил". Напряжение – норма жизни для людей этой профессии. Михальчук вспоминает, как однажды он работал на съемочной площадке 50 часов подряд. В среднем же рабочий день звездного украинского оператора – 12 часов. Современное фильмопроизводство, говорит Михальчук, жесткая штука. "Все рассчитано по минутам, потому что время – деньги".

Сложностей мужчина с камерой не боится: Михальчук – оператор-экстремал. Под водой – снимал, с воздуха – снимал, на Северном полюсе – снимал, в Антарктиде с вершины ледника – снимал. Дело в том, что в свободное от кино время неугомонный романтик Михальчук не сидит дома, а отправляется в дальние страны. Там он отдыхает, а заодно собирает материал для своих фотовыставок. Михальчук объездил весь мир, побывал на всех шести континентах, в Индийском океане попал в шторм и чудом выжил, в Африке заболел малярией. "Я не воспринимаю путешествие как нечто невероятное. Это моя жизнь. Иначе не могу. В конце июля прилечу домой в Киев со съемок – и через пару дней улечу в Европу".

Романтизм Михальчука очень заметен в кино, которое он снимает. Вот, например, "Поводырь", о котором так много говорили осенью прошлого года, – пожалуй, один из самых тонких и красивых фильмов в истории независимой Украины. Картину снимали зимой, на натуре, путешествуя по Львовской и Ровенской области, Переяславу. Съемки были сложные – работать Сергею приходилось в холодных карьерах и в ледяной воде. Сложность компенсировала команда: Михальчук и режиссер ленты Олесь Санин дружат 35 лет. "Я его знаю как себя", – по-мужски сдержанно говорит Михальчук. "В "Поводыре" нет ни одного случайного, "средненького" кадра, – говорит Санин о своем операторе. – С визуальной точки зрения изображение идеально".

Михальчук располагает к себе. Я говорю с ним впервые, но ощущение, что мы с ним знакомы несколько лет. Мое впечатление от Сергея подтверждает Джамала. В 2011 году Михальчук снял ее бесшабашный клип Smile, тогда же они и подружились. Джамала признается, что из ее окружения Михальчук был первым, кто сказал, что ей стоит попробовать себя в кино. "Я тогда только посмеялась – о кино даже не мечтала". А потом случился "Поводырь". Такой тонкой и изысканной экспрессивную Джамалу мы еще не видели – такой она могла получиться только у Михальчука. "На съемках "Поводыря" без его поддержки я бы не справилась. Он вселял надежду в тот момент, когда казалось, что ничего не получается. Всегда подбадривал, говорил о моем "невероятном профиле", "выразительных глазах" – деталях, которые видны оператору".


"Любовник", режиссер Валерий Тодоровский, 2002

"Мой сводный брат Франкенштейн", режиссер Валерий Тодоровский, 2004

"Под электрическими облаками", режиссер Алексей Герман- младший, 2015

Михальчук – человек удивительно скромный. В ответ на комплименты усмехается, похвалы встречает добродушным молчанием. Награды в шкафу не расставляет, пыль с них не сдувает. "Приз за фильм Германа я пока так и не забрал. Первым делом самолеты, то есть работа", – смеется оператор, который в день вручения призов Берлинале был в Минске на съемках. Стараюсь вывести скромного Сергея на разговоры о "высоком", спрашиваю, ощущает ли он, что причастен к великому делу. "Хотите узнать, хочется ли мне сделать "плевок в вечность"? Мы так грубо шутим иногда с операторами, когда заходят разговоры о "высоком", – говорит Михальчук. – Иногда я задумываюсь о том, что делаю что-то важное. Когда кино хорошее получается, например. Но когда ты все время на съемках, одно впечатление наслаивается на другое – и перестаешь осознавать, что делаешь нечто особенное. Я точно знаю, что куда важнее просто работать и своим примером доказывать, что украинское кино есть".

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.