Журнал: Дом-музей
Когда телеведущая Татьяна Рамус увлеклась рисованием, она превратила целый этаж в мастерскую. В доме, где подлинники Родена и Дега мирно уживаются с картинами самой хозяйки, побывал Евгений Алефиренко
На Татьяне платье, Zuhair Murad; кольцо и серьги, рубины, все – Crivelli
Трехэтажный таунхаус на тихом киевском Печерске Татьяна называет
не домом, а "пространством". Его изначально покупали не для
жилья – телеведущая Татьяна Рамус вместе с мужем, бизнесменом
и известным арт-коллекционером Игорем Вороновым, имеют дом неподалеку.
Здание на Печерске – это семейная художественная галерея, место
встреч с друзьями, а с тех пор, как Татьяна увлеклась
живописью,?– и ее личная мастерская. "Это полностью мое детище,?– говорит
она об интерьере.?– От начала и до конца – свет,
мебель, декор – все сделано по моим идеям".
На первом этаже – гостиная, к которой примыкает небольшой бар
с панорамной фотографией Гайдая, и большая терраса под шатром. Второй
этаж – семейная галерея: гибрид выставочного зала и запасников
хорошего музея. На третьем – мастерская Татьяны. Все три слоя –
классический интерьер гостиной, галерейный разнобой и творческий
беспорядок студии – объединяет крутая деревянная лестница. Общий стиль
пространства задают картины и скульптуры.
"Маленькая 14-летняя танцовщица" Дега. Кованый столик и рабочий стол на заднем плане – из кабинета работы Диего Джакометти
"Интерьер не должен заглушать произведения искусства или
противоречить им. Поэтому я старалась избежать одной строгой
стилистической направленности. Мебели здесь немного и я рада, что
удалось найти вещи, комплементарные живописи и скульптуре". На самом
деле деление на предметы искусства и предметы мебели в этом доме
зачастую условное: кованый кабинет работы Диего Джакометти, доминирующий
в гостиной, сам по себе произведение искусства. Иногда создается
впечатление: некоторые полотна соревнуются друг с другом за внимание,
что Татьяну вовсе не смущает. "Это – студия, некий творческий
беспорядок задуман специально как часть стиля".
"Деревянный воин" Саида Ахмади
Первое, что видит человек, входя в дом,?– большое полотно Оксаны
Мась, висящее прямо напротив дверей. "Мой муж любит Родена,?– говорит Рамус.?–
Однажды в музее Родена он подошел к окну и замер,
а я сфотографировала его. Позже по мотивам моей фотографии
Оксана нарисовала эту картину. Когда Игорь в первый раз увидел полотно,
то долго рассматривал его,?– получилось что-то вроде бесконечного зеркала".
Эспадрильи, Valentino
Эта картина – единственная живописная константа дома: только она
никуда не девается и не переезжает. Остальные работы подчиняются
обычному для произведений искусства циклу – уезжают на выставки,
возвращаются, перекочевывают в запасники второго этажа. Во время
визита украинского Vogue, например, часть скульптур из коллекции
Игоря Воронова выставлялись в Мыстецком Арсенале на экспозиции
"100 шедевров мировой скульптуры" – Татьяна указывает на пустые
места, обычно занимаемые скульптурами Модильяни и Дега. Часть шедевров
стоят тщательно упакованными и готовыми к путешествию в другие
галереи.
Третий этаж напоминает парижские мансарды
импрессионистов. Зал с высокими потолками и профессиональной
осветительной системой разделяет колонна, у подножия которой расположены
британские напольные часы. Рядом со столом работы Диего Джакометти стоят
уютные кожаные полукресла. У большого окна с любимыми художниками
северным светом стоит мольберт, вокруг – холст, палитры, кисти
и краски, а с балкона открывается вид на внутренний дворик
и крыши соседних домов.
Картиной, задающей тон всему интерьеру, Татьяна считает пейзаж Анатолия
Криволапа: "Эти цвета дают энергию. Если бы здесь висело что-то другое,
комната имела бы совсем иную энергетику. Важны скульптуры Александра
Сухолита, он чудесный мастер. Еще мне нравятся Дмитрий Чипарус, Олег Тистол,
Василий Цаголов". В другом конце мастерской – зеркальная стена,
у которой стоят скульптуры Родена и Дега.
Хотя Татьяна уверяет, что в студии царит творческий беспорядок, тюбики с красками и кисти аккуратно расставлены перед мольбертом и готовы к работе
Из Татьяниных работ в студии хранится картина "Одна в музее",
изображающая скульптурную женскую фигуру с воздетыми руками посреди
выставочного зала. Еще одно полотно недавно отправилось в Москву –
первая работа, которую Татьяна продала, а не подарила. "Человек
хорошо обошелся с картиной, нашел для нее в интерьере специальное
место, сфотографировал и прислал мне фото,?– говорит Татьяна.?–
Я смогла взглянуть на нее со стороны, посмотреть, как она
выглядит за пределами моей мастерской, в другом пространстве". Однако
признает, что отпускать ее в чужие руки было нелегко:
"Я не хотела отдавать ту картину, но потом поговорила
с мужем, и он сказал: пусть живет своей жизнью".
Скульптуры Эдгара Дега в студии
Произведения искусства, среди которых общепризнанные шедевры, оказывают
почти ощутимое давление. "Дома все иначе, лаконичней,?– рассказывает Татьяна.
Но добавляет: – Каждая картина – это окно в другой мир.
Когда я попадаю в интерьер без картин, спустя какое-то время
у меня начинается клаустрофобия. Такая неприятная пустота. Если бы
мне предстояло провести более или менее продолжительное время в помещении
без картин, я просто взяла бы карандаш или краски и начала
что-то рисовать прямо на стенах".
На Татьяне блуза, Stella McCartney; брюки, Chanel; жакет, Victoria Beckham; туфли, бант и браслет, все – Saint Laurent; часы, Chopard; серьги, кольцо, желтые бриллианты, все – Crivelli. На фоне – скульптура Александра Сухолита
Фото: Olga Onishchenko
Стиль: Julie Pelipas
Прическа: Igor Lomov
Макияж: Nata Strilchuk
Ассистент стилиста:
Olga Zhyzhko