Екатерина Молчанова – любимица украинских кинорежиссеров: в июле на Одесском кинофестивале у нее долгожданная премьера фильма "Моя бабушка Фанни Каплан" и двух короткометражных лент. Дарья Слободяник познакомилась с самой перспективной актрисой страны
Где может назначить встречу молодая актриса в понедельник утром? Конечно, возле университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. 27-летняя Молчанова – актриса непрофессиональная, но вот уже год она – вольный слушатель в театральном университете, где изучает сценическую речь. Рыжая, счастливая, в пышной юбке new look родом из 1950-х и нежно-розовых балетках она выходит из института – и на нее смотрят все мужчины на Ярославовом Валу. "Кинозвезда!" – думаю я.
"Зачем тебе сценречь? – спрашиваю у Екатерины. – Ты же дебютировала у Наны Джорджадзе, лауреата Каннского кинофестиваля, снялась у лучших режиссеров Украины – Алены Демьяненко, Валентина Васяновича. Неужели не научилась правильно говорить?" – "Ты что! – округляет глаза эмоциональная одесситка Молчанова. – Я вот раньше не умела кричать и ссориться – а в университете научили. Раньше уходила в визг, а теперь понимаю, как это сделать технически. Режиссерам нравится, что я играю по наитию, но мне иногда не хватает каких-то технических вещей".
У Екатерины "вкусная" для журналистов биография, и, будь Украина Штатами, с их любовью к мелодраматическим историям в кино и на телевидении, какой-нибудь сценарист уже давно написал бы о Молчановой трогательный сценарий и продал бы за большие деньги. В 15 лет девушка случайно попала в массовку одного сериала на Одесской киностудии. "На меня обратил внимание кастинг-директор и подвел за руку к режиссеру: "Посмотри на нее – давай возьмем эту девочку на отдельную роль". Сценарий, правда, оказался пошлый. Она выходит в лифчике и говорит: "Мальчики, где у вас презервативы?". Старшие актрисы подсказали, что это не дело, и я отказалась. Сценарий в итоге переписали, я снялась, и к тому же мне заплатили 30 долларов за съемочный день – в 2004-м это были гигантские деньги!"
После не очень удачных проб Молчанова забросила кино. Екатерина окончила Одесский университет, перепробовала множество профессий: работала официанткой, аниматором, менеджером по рекламе ("Развивала актерский талант – стучала в двери всех магазинов и спрашивала: вам реклама не нужна?") и натурщицей в знаменитой "Грековке" – Одесском художественном училище им. М. Б. Грекова. "Но я не раздевалась, – быстро уточняет Екатерина. – Позировала в одежде".
То, что Молчанову в Одессе обожали рисовать все молодые художники, – неудивительно. У нее потрясающая внешность, боттичеллиевская, сочная: пышные рыжие кудри, молочного цвета кожа, карие глаза, красивая женственная фигура – пиши часами. Жаль, к материалу в журнале не прикрепишь видео: у Катерины живая мимика, энергичная одесская жестикуляция, кокетливое выражение лица, когда она вспоминает месяцы работы натурщицей, и хитрый прищур, когда, забывшись, она рассказывает мне сплетни о пробах на роли в сериалах, которые просит оставить off record.
В большом кино у Молчановой был очень яркий дебют, о котором два года назад говорили все. Она снялась в фильме грузинского режиссера, оскаровской номинантки Наны Джорджадзе "Моя русалка, моя Лореляй". Опытную Джорджадзе покорили естественность и непосредственность Екатерины, и она предложила ей роль одесской проститутки Нюрки, услугами которой пользуется местный милиционер (Олег Скрипка).
Еще до этого Молчанова переехала в Киев ("В Одессе все говорили: "Катя, у вас такая внешность, езжайте в Киев, езжайте в Москву!"). В Киеве Молчанова несколько лет работала кастинг-директором. "Была киношным "разнорабочим" – наливала чай на площадке, будила по утрам пьяных актеров, чтобы они приехали на съемки, искала их по всему Киеву, выслушивала мелодраматичные истории, плакала по ночам. Хорошо прочувствовала изнанку кино".
После успеха фильма Джорджадзе Молчанову заметила украинский режиссер Алена Демьяненко – и пригласила в свой масштабный проект "Моя бабушка Фанни Каплан", премьера которого прошла на Одесском кинофестивале. "Когда Алена предложила мне пройти пробы, я нагнулась к ней и тихо спросила: "Алена, вы знаете, что у меня нет актерского образования?" – "Ну да. Это же прекрасно: не нужно будет переучивать", – ответила режиссер".
После романтичной роли в фильме "Моя русалка, моя Лореляй" Молчановой предстояло сыграть совсем другую героиню. Фанни Каплан – реальная личность, анархистка и революционерка, которая в 1918 году якобы совершила попытку покушения на Владимира Ленина (этот факт до сих пор не доказан). Усложняло роль и то, что в 18 лет Каплан потеряла зрение. К роли слепой девушки Молчанова готовилась серьезно – и ходила по городу с завязанными глазами. "А еще копила негатив: тебя обидели, ты расстроился и – опа! – запомнил, положил в карманчик. Я называю это "мой актерский дневник наблюдения". Да, знаю, это особый актерский цинизм – использовать для погружения в роль все, даже самые неприятные вещи".
"Катиной работой в фильме я безумно довольна", – рассказывает режиссер Алена Демьяненко, которая в мае показала "…Фанни Каплан" в Каннах для дистрибьюторов и фестивальных отборщиков. Екатерину любит камера – от нее на экране невозможно оторваться. А еще она абсолютно свободна, не стремится быть похожей ни на кого – ни в кадре, ни в жизни". Органика и естественность Молчановой подкупают всех: так, в "…Фанни Каплан" она снималась вместе с кинорежиссером Мирославом Слабошпицким и театральным режиссером Владом Троицким, и оба говорят, что она – "будущее украинского кино". Осенью компания "Артхаус Трафик" выпускает в прокат фильм "Рівень чорного" Валентина Васяновича – и там у Екатерины снова главная роль.
Молчанова – любимая актриса не только опытных мастеров, но и молодых украинских режиссеров. За последний год она снялась в трех короткометражках: у призера кинофестиваля "Молодость" Катерины Горностай в фильме "Сирень", у дебютантки Риты Кузьминой и у известной писательницы и режиссера Ирины Цилык в драме "Дом". Эти работы в июле можно увидеть на Одесском кинофестивале.
Молчанова – редкая украинская актриса, которая получает роль без проб. Ирина Цилык признается, что так влюбилась в Екатерину, что пригласила ее к себе в "Дом" авансом, без проб. "Сначала была фактура, – говорит Цилык. – У меня большая слабость к таким рыжим веснушчатым типажам. Ирландия? Скандинавия? Оде-е-есса! Я начала присматриваться к Кате, а потом предложила без всяких проб сняться в нашем коротком метре. Теперь Молчанова – моя большая любовь. Она из той категории непрофессиональных актеров, которые приходят в кадр со всей своей органикой, непосредственностью, отсутствием профдеформации, которая возникает в связи с регулярными съемками в сериалах, – и кадр начинает дышать. А еще меня подкупает то, как Катя работает над собой. Она смелая (готова и в огонь, и в воду – если нужно для результата), открытая, жадная до всего нового. Именно такие люди пробивают лед головой и достигают больших высот".
Пока же Молчанова ждет премьеры двух своих больших фильмов – "Моя бабушка Фанни Каплан" и "Рівень чорного", – готовит платья для Одесского кинофестиваля, где пройдется по красной дорожке, и не исключает возможности реализоваться не только в Украине. "Недавно я ездила на кинофестиваль в Ирландию. Там встретила кастинг-директора сериала "Игра престолов" и рассказала ему свою историю. Я очень люблю Украину, но искусство ведь не знает границ?"
Фото: Kris Kulakovska, Дмитрий Томашпольский, Sophie Sherova