Одесский кинофестиваль, который стартует 15-го июля, продолжает радовать новостями: уже известно, что на открытии в Оперном театре выступит Джамала, которая исполнит собственную версию арии Summertime Джорджа Гершвина. Кроме того, в этом году особый интерес представляет украинская программа – и полнометражная, и короткий метр. "Каждый фильм – на вес золота. Каждый – родной", – так комментируют украинские премьеры на ОМКФ организаторы фестиваля, а редакция Vogue.ua тем временем выбрала среди этих фильмов пять самых интересных.
Из-за проблем с финансированием фильм режиссера Тараса Ткаченко шел к зрителю целых пять лет, но игра стоила свеч – команда фестиваля делает большие ставки на "Гнездо горлицы", именно поэтому это единственный украинский фильм, который включен сразу в два конкурса – международный, наряду с самыми важными европейсками премьерами, и национальный. Главная героиня фильма Дарья уезжает в Италию на заработки, а ее семья в небольшом селе на Буковине распадается.
Для Украины проблема трудовой миграции – огромна, и эта история – вовсе не художественный вымысел. Тарас Ткаченко за те годы, что шла работа над сценарием, подробно изучил тему, более того, включил в фильм документальные сцены – интервью с реальными украинками-заробитчанками, и без содрогания слушать эти интервью невозможно. Статистики о количестве украинских заробитчан в европейских странах нет, но Ткаченко говорит, что это несколько миллионов человек. Помимо всех прочих достоинств, в фильме – беспрецедентно сильный актерский состав: в главных ролях – знаменитые актеры Молодого театра Римма Зюбина, Ирма Витовская, Станислав Боклан, также "Гнездо горлицы" – последняя роль погибшего два года назад Виталия Линецкого.
Те, кто следит за развитием украинского короткогометражного кино и молодыми режиссерами, хорошо знают Иру Цилык – одну из самых интересных его представительниц. Сильная писательница, Цилык параллельно развивается как режиссер: ее дебютный фильм "Помин" три года назад был показан на десяти европейских фестивалях, и со многих из них увез призы. "Дом" – новая короткометражная работа Цилык, которая, как считают многие ее коллеги, уже давно готова к большому кино. Действие ленты происходит в 1940-е годы в Галичине, а ее герои – молодая пара (актеры Екатерина Молчанова и Дмитрий Ярошенко), которая скрывается от НКВД и попадет в загадочную дом, затерянный в горах.
Vogue.ua Ирина Цилык рассказала о том, как проходили съемки: "Ми знімали наше маленьке кіно "Дім" усього чотири дні, хотілося би більше. Натуру відзняли на Закарпатті, піднявшись на одну з полонин парку Синевир. Їхали туди за сніжними білими вершинами, а в результаті сніг зійшов якраз напередодні зйомок. І хто би міг подумати, що це буде нам лише на руку – така туманна магічна атмосфера, така цікава колористика охристої пожухлої трави і зелених смерек зрештою вийшли в кадрі... Один з епізодів ми зняли у старовинній дерев’яній греко-католицькій церкві на Львівщині. А квартиру – тобто паралельний вимір спогадів-мрій наших замучених втечами і переслідуваннями героїв – у Львові. Ця квартира – така особлива знахідка! Повна автентичних колекційних меблів та предметів 1920-30-х років, ще й вікна виходять на Костел Єзуїтів. Звісно, ми не змогли пройти повз такий подарунок долі."
"Без тебя" – короткий метр от 23-летнего крымскотатарского режиссера Наримана Алиева, важность которого в программе ОМКФ сложно переоценить. Эта лента - хорошая возможность понять, что представляет собой молодая, актуальная крымскотатарская культура. Нариман Алиев – один из самых интересных молодых режиссеров Украины, который этим фильмом завершает свою трилогию "Крымские истории" – все три фильма сняты в Крыму и рассказывают о местных жителях. "Без тебя" – работа особенная: в этом году это единственный украинский фильм, который отобрали в программу Канн – его показали в конкурсе для молодых режиссеров Generation. Особенность Алиева в том, что он рассказывает очень личные истории и снимает в своих фильмах непрофессиональных актеров, зачастую – своих родственников.
"Без тебя" – история о двух братьях, которые пытаются добраться на день рождения к третьему. Главные роли в ленте сыграли двоюродные братья режиссера. Снимали картину в Крыму в 2015 году.
Также долго, как и "Гнездо горлицы", и по тем же экономическим причинам, к зрителю шел фильм "Моя бабушка Фанни Каплан" режиссера Алены Демьяненко. Работа масштабная, красивая и с интересным актерским составом – Демьяненко, которая ценит в актерах искренность и непосредственность, пригласила непрофессиональных актеров - режиссера нашумевшего фильма "Племя" Мирослава Слабошпицкого, театрального режиссера Влада Троицкого, писательницу Иру Цилык. В главной роли – любимица всех режиссеров Екатерина Молчанова. "Фанни Каплан" – фильм о трагической судьбе российской революционерки Фанни Каплан, молодой девушке, якобы совершившей покушение на Ленина. В актуальности темы, на первый взгляд, далекой от украинского зрителя, Демьяненко не сомневается и говорит, что ее фильм в первую очередь - о сильной женщине.
27-летней Молчановой роль революционерки и анархистки далась непросто. Усложняло ее и то, что в 15 лет Каплан потеряла зрение. К роли слепой девушки Молчанова готовилась серьезно – и ходила по городу с завязанными глазами. "А еще копила негатив: тебя обидели, ты расстроился и – опа! – запомнил, положил в карманчик", – рассказывает актриса Vogue.ua. "Катиной работой в фильме я безумно довольна", – так говорит режиссер Алена Демьяненко, которая в мае показала "…Фанни Каплан" в Каннах для дистрибьюторов и фестивальных отборщиков. "Екатерину любит камера – от нее на экране невозможно оторваться. А еще она абсолютно свободна, не стремится быть похожей ни на кого – ни в кадре, ни в жизни".
"После всех столкновений" – один из самых необычных и трогательных короткометражных фильмов в программе кинофестиваля. Это клип-манифест, который создала яркая команда: музыкант Юрий Хусточка (экс-гитарист "Океана Эльзы" и Esthetic Education), актер Дмитрий Ярошенко, поэт и музыкант Антон Слепаков (группа "Вагоновожатые") и художник Никита Кравцов. Идея видео принадлежит Хусточке и Кравцову, которые сейчас живут в Париже: они создали арт-тандем, который будет выпускать аудиовизуальные проекты. Их цель - показать и высмеять социальные проблемы посредством абсурда и юмора. "После всех столкновений" – первая работа тандема Хусточка-Кравцов, фильм, в котором, по словам артистов, "музыкант, актер, поэт и художник размышляют о природе различных столкновений, как личностных, так и глобальных".