RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

10 лучших украинских фильмов за 10 лет: выбор Виктории Тигипко

27 декабря 2019

Заканчивается не только год – заканчивается десятилетие. Для украинского кино оно было невероятно важным: наши фильмы побеждали на кинофестивалях в Каннах и Венеции, о них говорил весь мир. Накануне Нового года президент Одесского международного кинофестиваля и глава Наблюдательного совета Украинской киноакадемии Виктория Тигипко выбрала 10 украинских фильмов, которые были лучшими за последние 10 лет.

Виктория Тигипко в съемке Vogue UA
"Племя", 2014

Дебютный полнометражный фильм Мирослава Слабошпицкого сделал автора самым титулованным украинским режиссером. “Племя” – уникально в своем роде. Это первый в мире фильм, снятый без единого слова, исключительно на языке жестов. Картина рассказывает о молодом парне, который присоединяется к криминальной группировке в интернате для глухонемых. Премьера “Племени” состоялась на Каннском кинофестивале, после чего фильм побывал на больше чем 100 кинофестивалях мира и получил более 50 наград, в том числе три на “Недели критике” в Каннах и приз Европейской киноакадемии. Этими достижениями “Племя” не ограничилось – на YouTube фильм посмотрели больше 20 млн человек.

"Донбасс", 2018

Это своеобразная рефлексия режиссера Сергея Лозницы на события, происходящие на востоке Украины. Для него свойственен такой подход. В его предыдущих картинах, как документальных “Майдан” и “Аустерлиц”, так и в игровых “Счастье мое” и “Кроткая”, он также исследовал общество и обстоятельства, в которых оно существует.
На 71-м Каннском кинофестивале “Донбасс” получил в программе “Особый взгляд” приз за лучшую режиссуру. 
“Донбасс” – это 13 сатирических новелл, передающих трагизм деградации и дегуманизации общества в целом, не только локально. Это скорее гротескная репортажная трагедия, которая иллюстрирует то, как общество может превратиться в варварское племя, потому что линия фронта проходит не только в обозначенных территориально местах, а в головах людей. За эту тонко подмеченную характеристику войны на “Донбассе”, фильм получил три награды Национальной кинопремии “Золотая дзыга”: лучший фильм, лучшая режиссура и лучший сценарий.

"Киборги", 2017

Ахтем Сеитаблаев снял очень важное и значимое кино, которое, в первую очередь, рассчитано на массового зрителя. Фильм описывает события, произошедшие при обороне Донецкого аэропорта во время войны на Донбассе в 2014 году. “Киборги”, возможно, не идеальная картина, в которой есть свои погрешности с кинематографической точки зрения. Но это то кино, которое работает на эмоции, чувства и воспоминания, которые уже интегрированы в национальный код украинцев. И в этом плане “Киборги” работают, за что и получили в 2018 году 6 премий “Золотая дзыга”, включая награду “Лучший фильм”.

"Цена правды", 2019

Это один из самых долгожданных фильмов года, который сняла польская режиссер Агнешка Холланд. Я давно ее знаю – в 2017 году она была почетным гостем ОМКФ и представляла свой фильм “След зверя”, а в 2018-м получила премию “Золотой Дюк” за вклад в киноискусство. “Цена правды” – новый фильм Агнешки Холланд, созданный при участии Украины, Польши и Великобритании. Впервые его показали на 69-м Берлинском кинофестивале, где картина боролась за главный приз основного конкурса – “Золотой медведь”. Пусть ей и не удалось стать лауреатом, тем не менее на показы фильма перед кинотеатрами выстраивались очереди зрителей. Всем было интересно узнать реальную историю британского журналиста Гарета Джонса, который первым в западных СМИ рассказал об ужасах украинского Голодомора.

"Домой", 2019

Дебютный полный метр Наримана Алиева стал настоящим открытием 2019 года. Сначала фильм увидели в Каннах. Там его показывали в конкурсной программе “Особый взгляд”. “Домой” вызвал бурю эмоций и несколькоминутные овации, а директор кинофестиваля Тьерри Фремо отметил потрясающую игру исполнителя главной роли Ахтема Сеитаблаева. Фильм Наримана Алиева – один из немногих, который говорит об аннексии Крыма, особенно в то время, когда СМИ, казалось, позабыли этот вопрос. Но говорит он опосредственно, делая акцент на вечной проблеме отцов и детей. По сюжету отец с младшим сыном везут тело погибшего на Донбассе старшего сына на родину в Крым, чтобы там его похоронить. История не может не трогать. Она настолько проникновенна, что я просто не сдерживала слез в конце. И, видимо, не я одна, поскольку “Домой” получил Гран-При 10-го ОМКФ по результатам зрительского голосования. Кстати, украинский фильм впервые получил на фестивале эту награду, да еще и разделил ее с грузинской картиной “А потом мы танцевали”. Кстати, тоже интересное и актуальное кино.

"Когда падают деревья", 2018

События фильма разворачиваются в украинской глубинке, где живет пятилетняя маленькая бунтарка Витка, ее двоюродная сестра-подросток Лариса и возлюбленный девушки, бандит Шрам. Мировая премьера этой истории состоялась в 2018 году в конкурсной программе Берлинале “Панорама”. Это полнометражный дебют режиссера Марыси Никитюк, которая до этого сняла несколько коротких метров и писала сценарии для фильмов других режиссеров. Отмечу, что кино Марыси Никитюк наполнено символизмом, что напоминает работы представителей “украинского поэтического кино”, стилистику которому задал еще Александр Довженко.

"Мои мысли", 2019

Для молодого украинского режиссера фильм “Мои мысли тихие” – дебют в полном метре. Это комедия и она вышла очень удачной. Она очень отличается от своих “коллег” по жанру, поскольку в фильм вплетено еще и роуд-муви про мать-таксистку и сына-звукорежиссера. Они отправляются в совместную поездку в Закарпатье, чтобы парень смог записать голос редкой птицы. Рабочая поездка превращается для героев в испытание, во время которого начинаются выяснения отношений между матерью и сыном, обсуждение амбиций и целей. Во многом фильм получился благодаря Ирме Витовской, исполнившей роль мамы. Она настолько вжилась в роль, так искусно передала эмоции и чувства к сыну, что в ней с легкостью угадывалась всем знакомая женщина, излишне обеспокоенная своим взрослым чадом.

"Хайтарма", 2013

“Хайтарма” – первый крымскотатарский полнометражный художественный фильм, который рассказывает о трагедии в истории этого народа, депортации. Картина создавалась Ахтемом Сеитаблаевым на основе реальных событий 1944 года, когда произошла сталинская депортация крымских татар. На это ужасное событие зритель смотрит глазами прославленного летчика, национального героя крымских татар Амет-Хана Султана, которого сыграл Ахтем Сейтаблаев. После изгнания нацистских оккупантов из Крыма военное командование позволило ему вместе с боевыми товарищами навестить родителей в Алупке. Когда летчики находились в городе, проходила операция НКВД по принудительной депортации крымских татар.

"Гнездо горлицы", 2016

Тарас Ткаченко поднял тему, которая много лет волнует наше сообщество. Режиссер снял пронзительную и правдивую драму об украинцах, которые вынуждены ехать за границу на заработки, чтобы прокормить семью. Только вот из-за этого семьи часто рушатся, а те, кто выехал, не возвращаются обратно и годами терпят унизительное отношение на разного рода работах экономками и так далее. “Гнездо горлицы” описывает аналогичную историю Дарины. Она поехала в Италию, где стала домработницей у старой синьоры. В рабочие отношения вмешивается симпатия со стороны сына хозяйки дома. Между Дариной и Алессандро возникает романтическая связь. По возвращению домой к мужу и дочери героине придется сделать сложный выбор между жизнью до и после. Простая и честная картина получила звание “Лучшего полнометражного украинского фильма” на ОМКФ в 2016 году.

"Все пылает", 2014

Этот фильм был признан лучшим восточноевропейским документальным фильмом на фестивале "DOK Leipzig" в Германии. Он описывает события, которые изменили Украину зимой 2013/2014 года. Но не революцию как таковую, а общий шаблон восстания, который завершился кровопролитием. Начинается оно как благородное стремление к свободе, но затем приводит к хаосу, гневу и чистой ярости. Тогда же появляются жертвы с обеих сторон, независимо от того, кто насколько праведный. Это фильм о размытии границ между добром и злом. Авторы фильма пришли на “Майдан”, чтобы зафиксировать происходящее, но сняли эмоциональное кино, которое возвращает зрителя обратно в прошлое.

Еще в разделе Кино

Популярное