В 1966 году, когда Ив Сен-Лоран открыл свой первый бутик готовой одежды Rive Gauch в центре Парижа, я была совсем юной, но хорошо помню это время. Для Парижа это было большим событием: Сен-Лорану было чуть за 25, и он был столь же молод, сколь и гениален. Моя семья жила неподалеку от улицы Турнон, где был открыт бутик, и я прекрасно помню, как на открытии собралась парижская богема, были там и мои родственники, которые одевались у Сен-Лорана. Так что для меня эта картина – личная история. Наш режиссер Бертран Бонелло также рассказывал, что для него это тоже особый фильм. Его мама всегда была поклонницей Сен-Лорана – она купила в 66-м году один из его легендарных смокингов и носила его в течение сорока лет.
Ив Сен-Лоран, Бетти Катру и Лулу де ла Фалез у входа в парижский бутик дизайнера
Ив Сен-Лоран в 1970 году
Об источнике вдохновения
Париж конца 60-х – начала 70-х – мой главный источник вдохновения для фильма. Вообще, Париж и Лондон – два модных центра в эти годы. И если Лондон в то время был свингующим, и по Кингс-роуд дефилировали Верушка, Твигги и парни в клешах, то в моем родном Париже царил изысканный авангард. Мне было 19, я изучала историю костюма, и свободное время любила проводить время там, где и вся парижская молодежь – в богемном квартале Сен-Жермен де Пре. Впервые в эти годы мода начала играть с кодами: дизайнеры переосмысливали образы 19 века, модерна, период оккупации, цитировали и интерпретировали предшественников. Играть с кодами очень любят сегодня, но тогда мы впервые стали свидетелями такого подхода. Новая мода 60-70-х – вот на чем я фокусировались, работая над картиной. Но в тоже время я опасалась уйти в исторический фильм, сделать героев статичными, словно они персонажи ушедшей эпохи; наоборот, мне хотелось, чтобы молодежь, которая посмотрит фильм, поняла, что Сен-Лоран всегда актуален.
Кадры из фильма "Святой Лоран. Страсти великого кутюрье"
О том, как удалось сделать фильм без официальной поддержки фонда Сен-Лорана
Мы снимали наш фильм без официальной поддержки наследника дизайнера – Пьера Берже и его фонда Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent. Сначала меня это пугало, потому что я понимала, что у меня не будет доступа к огромному пласту официальных архивов. Но уже сейчас, когда работа позади, признаюсь, что я ни капли не сожалею о том, что не работала в этих фондах. Почему-то всем кажется, что для нас это было препятствием, которое нужно преодолеть, но на самом деле вы даже не представляете себе, какую творческую свободу нам это дало и каким интересным вызовом стало для всей команды.
Кадры из фильма "Святой Лоран. Страсти великого кутюрье"
Одежда, особенно наряды haute couture, находящиеся в фонде Пьера Берже и Сен-Лорана – это музейные экспонаты, и отношения они требуют соответствующего. Если бы мы смогли взять их на съемки, то прикасаться к костюмам я смогла бы только в белых перчатках, а актерам пришлось бы надевать сначала специальное белье, а потом уже эти наряды. К тому же, когда я работаю над костюмным фильмом 18 века, у меня тоже не всегда есть доступ к оригинальным нарядам того времени, но это вовсе не мешает мне быть правдивой.
Кадр из фильма
Мне очень помог дизайнер и стилист Оливье Шатане – один их самых страстных коллекционеров вещей Ива Сен-Лорана. Уже 15 лет Оливье коллекционирует наряды, созданные кутюрье, причем он фокусируется только на коллекциях прет-а-порте. Поэтому то, что есть у него, нет даже в Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent. Оливье предоставил нам для съемок несколько оригинальных нарядов Сен-Лорана. Благодаря ему некоторые герои в фильме одеты полностью в винтажные вещи Yves Saint Laurent из коллекции "Рив гош" 1966 года – например, муза и модель дизайнера Бетти Катру и стилист Анна Мари Муньос, одна из сотрудниц Сен-Лорана.
Леа Сейду в роли Лулу де ла Фалез
Луи Гаррель сыграл в фильме Жака де Баше, любовника Сен-Лорана
О том, как Гаспар Ульель превратился в Ив Сен-Лорана
Работать с Гаспаром было сплошным удовольствием. Во-первых, он очень талантлив, во-вторых, он действительно похож на Сен-Лорана, а, в третьих, он родился в семье стилистов, был лицом дома Chanel, поэтому мир моды ему знаком и понятен. Мне как художнику по костюмам было особенно приятно то, как Гаспар отнесся к визуальной составляющей своего образа. В фильме на нем оригинальные вещи, созданные Сен-Лораном в начале 1970-х: два смокинга, а также пояса и шарфы, предоставленные Оливье Шатене. Несмотря на то, что костюмы сели на Гаспара практически без подгонки, он несколько месяцев учился жить в этой одежде, репетировал в ней, словно погружался в Сен-Лорана.
Гаспар Ульель в роли Ива Сен-Лорана
Гаспар Ульель
О легендарных шоу Сен-Лорана, воссозданных для фильма:
Воссоздать показы кутюрье, особенно те, что стали легендой – например, "русское" шоу 1976 года – пожалуй, именно это было настоящим вызовом. У нас был небольший бюджет, и шоу нужно было сделать одновременно эффектными, но недорогими, и тут в ход шла фантазия, помноженная на работу с архивами и документами. Из "русской коллекции" у нас было всего лишь четыре оригинальных образа, все остальные вещи мы делали вручную: рисовали принты для шелка, шили платья, шляпки, обувь, шали.
Об ожиданиях от фильма
Быть честной, говоря о Сен-Лоране – это было самое сложное для меня, сложнее даже, чем создавать вручную платья или легендарные сен-лорановские смокинги. Фильм про Ив Сен-Лорана это особая история: он ушел от нас не так давно, поэтому до сих пор он в наших воспоминаниях. В контексте интерпретации его личности у меня было не так много свободы – ведь многие из нас еще хорошо помнят его. У французов старшего поколения – художников, поэтов, музыкантов, выросших в Париже в 70-е и бывшей частью богемной тусовки – есть четкое представление, каким должен быть Сен-Лоран, потому что они были хорошо с ним знакомы. И у них множество требований к нам, как авторам фильма, множество ожиданий. Но нужно помнить, что наш фильм – все же художественное произведение, вымысел, пусть и созданный на основе биографических фактов.