VOGUE UA CONFERENCE
search Created with Sketch.

Венок в украинской современной культуре: за и против

05 декабря 2017

Не пора ли нам перестать представлять Украину и ее культуру в виде женщины в венке? Об этом в очередной раз заставил задуматься недавно прошедший в Париже фестиваль «Уикенд на Востоке», посвященный Киеву.  Его посетила Наталья Гузенко, автор арт-блога amuse-a-muse.com

С афиш, анонсирующих различные украинские посольские и консульские мероприятия за рубежом, на потенциальных посетителей часто смотрят отечественные «Марианны» – женщины в венках из цветов. Действительно ли этот образ, рожденный традиционной культурой, несет миру правильное послание о современной Украине? Выбрав европейские ценности, говорим ли мы с Европой на одном языке? 

ФРАНЦУЗСКИЙ ВЗГЛЯД

Ответить на эти вопросы смогли организаторы «Уикенда на Востоке», ежегодного фестиваля, стремящегося познакомить французов с культурой стран Центральной и Восточной Европы. В ноябре этого года он был посвящен Украине.

В Париже прошли выставки, концерты, кинопросмотры и встречи с нашими писателями, фотографами, искусствоведами, представителями музейного дела и стрит-арта; в прессе появились многочисленные статьи и интервью; французская сторона организовала сбор подписей к петиции об освобождении Олега Сенцова… Наша страна из далекой и непонятной стала для французов близкой и интересной. 

ВСЕМУ ВЕНОК

Итак, французы посчитали, что украинка в цветах не может быть символом культуры целой страны. В самом деле, разве могла бы одетая в традиционный костюм женщина убедить парижан в том, что Украина – современное государство, а не патриархальная страна?

Адепты венков на афишах часто и вовсе не знают об их символике в народной культуре. А ведь венок в Украине могли носить исключительно незамужние девственницы. К тому же в каждом регионе были свои варианты венков. Какой из них смог бы олицетворять всю страну?

«Из живых цветов, – уточняет Александра Сторчай, научный сотрудник Музея Ивана Гончара, – венки никогда не делали. Разве что вплетали в них, к примеру, листья барвинка. К тому же этот праздничный головной убор создавался не на один день, а свадебные венки женщины и вовсе хранили всю жизнь». Летом девушки могли плести венки из живых цветов, но назвать их украинскими будет неправильно, ведь так себя украшают женщины не только у нас.

«Можно подходить к созданию венков творчески и превращать их в арт-объекты, но тогда важно помнить, что они не имеют ничего общего с традиционными головными уборами», – поясняет Александра.

Выходит, что у венка как минимум три ипостаси – аксессуар для волос, арт-объект и традиционный головной убор незамужних девушек. Еще один, на мой взгляд, самый интересный вариант использования венка в контексте этой статьи – как символ сопротивления женщин, представительниц украинской интеллигенции, оккупационным режимам. Однако в таком случае этот образ исключает мужчин и больше уместен, когда речь идет о женском вкладе в культуру. 

КРАСИВО – ЭТО ПРЕКРАСНО

Как же объяснить любовь наших чиновников к красивым женщинам в венках? Прежде всего не стоит забывать о советской шароварщине, доставшейся нам в наследство и до сих пор не покидающей взращенные в СССР умы.

Сдается мне, что многие из чиновников от культуры, не так уж далеко ушли от Виктора Януковича, который пригласил в Украину иностранных участников Всемирного экономического форума в Давосе в 2011 году следующими словами: «Когда начнут цвести каштаны в Киеве и в городах украинских начнут раздеваться женщины, увидеть эту красоту – это прекрасно».

Понятие «красиво» вообще относительно. И если страна хочет представлять себя миру как красавицу, то лучше это сделать на конкурсе «Мисс Вселенная», а не во время приглашения интеллектуалов к беседе о культурной дипломатии или дискуссии об украинской литературе и искусстве.

ГОРДОСТЬ, НО БЕЗ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ

«Новое поколение уже не мыслит подобными категориями, – считает фотограф Фифи Бристош, чьи утонченные работы во время “Уикенда” были представлены на выставке “Киев–Париж. Лица наших городов”. – Но, к сожалению, часто культурой сегодня “заведуют” представители эдакого переходного звена между прошлым и современностью в цепочке: советские деятели – "вышиватники” – нормальные люди. И потом, когда у людей отняли коммунизм, появилась необходимость его срочно чем-то заменить. Одни стали верить в церковь, а другие “влезли” в шаровары и начали верить в веночки».  

Еще одно возможное объяснение я услышала во время фестиваля от философа Владимира Ермоленко: «Украинский феномен состоит в том, что патриотические настроения у нас усиливались одновременно со стремлением открыться миру, демонстрируя выбор в пользу европейских ценностей».

Не по этой ли причине те из нас, кто сравнительно недавно с гордостью надел вышиванку или венок, стремятся при представлении себя за рубежом использовать украинские традиционные символы?

В этом случае смешивать наш внутренний украинский процесс и мировые тенденции стоит в правильных пропорциях. Как поступила, например, Вита Кин, идеально вписав свои вышиванки в глобальный контекст. 

Интересными и колоритными получились плакаты-коллажи с ретрофотографиями дуэта Braty, которые, тем не менее, не были главными постерами фестиваля. Официальной же афишей «Уикенда», созданной братьями, стала иллюстрация в виде раскрывшегося каштана, из которого виднеется яркий украинский платок с цветами.

Когда речь заходит о культуре, подход должен быть еще более деликатным. И под «натиском венка» можно погубить любую стоящую идею. К примеру, наши писатели, издаваемые за рубежом, интересны миру прежде всего тем, о чем и как они пишут. Ведь очевидно же, что Оксане Забужко не нужно украшать себя цветами, когда она идет на встречу с зарубежными читателями, а Андрей Курков не должен выходить к иностранным почитателям в высокой шевченковской шапке.

Успех «Уикенда на Востоке» показывает украинцам, что мы интересны Европе прежде всего как ее собственная часть, проходящая через свои уникальные процессы. Стоит ли ради возможности увлекательного культурного диалога обновить имидж, отказавшись от традиционного образа женщины в венке? Думаю, давно пора.

Еще в разделе Арт

Популярное