Как поставить правильную речь: 13 упражнений, личный опыт и лайфхаки

Пол-светского Киева ходит на курсы ораторского мастерства к Веронике Селегe. Алена Пономаренко взяла несколько уроков – и поняла, чем вызван ажиотаж.

image

Широко распахиваю рот, жду три секунды, пока расслабятся мышцы, а затем растягиваю губы, чтобы получилась улыбка-оскал. У меня первое занятие в школе ораторского мастерства "Аристотель", на  курсе Вероники Селеги, и я делаю упражнение "Открытая пасть", чтобы разогреть мышцы артикуляционного аппарата. Мышц всего 21, и работают они так себе. Во-первых, потому, что в славянской культуре, в отличие от американской, исторически не принято активно артикулировать. Во-вторых, с возрастом мышцы становятся более зажатыми. Это накладывает отпечаток на то, как человек говорит, и, конечно, на то, как его речь воспринимают окружающие.

Вероника уверена, что артикуляционная гимнастика показана всем, а особенно тем, кто часто выступает перед публикой, бывает в эфире или просто хочет звучать красиво и убедительно. Если заглянуть за кулисы любого ток-шоу, говорит она, можно увидеть, как спикеры с будничным видом растягивают мышцы – делают "лошадку", "медузу" (когда нижняя губа с силой прочесывает зубы), кусают язык. "Кстати, если во время выступления пересохло во рту, то можно просто покусать язык – это вызовет мгновенный приток слюны", – говорит она. И это лишь один из сотни лайфхаков, которые мне предстоит узнать в ближайшие несколько дней.

Среди клиентов Вероники – политики, адвокаты и прочие типичные "ораторы": жены дипломатов, бизнесменов, люди, недавно получившие повышение и так далее. Всем им надо не просто красиво говорить, но и знать этикет, уметь находить темы для разговора и подавать себя, выбирать правильную аудиторию и собеседников, отвечать на неудобные, а подчас и на хамские вопросы, элегантно уходить от ответов. "Публичное выступление, – объясняет Вероника, – это необязательно огромный зал и спикер с микрофоном. Это и рабочее совещание, и презентация своего проекта, и тост на дне рождения, и объяснение детям, что такое хорошо и что такое плохо". Курсы нельзя отнести к категории "развлечения": это все-таки труд (хотя и очень благодарный) – с домашними заданиями, упражнениями, чтением дополнительной литературы. Всего 16 занятий, а потом люди иногда возвращаются, чтобы усовершенствовать навыки, – например, "выбить" русские звуки из украинской речи.

Здесь я получаю самый ценный совет в жизни по украинскому произношению. Оказывается, чтобы говорить, как телеведущая (или просто киевская интеллигентка в пятом поколении), достаточно правильно произносить "ч" и "щ": ч – всегда твердая (буквально – "чОрный", "чЫстый"), щ – образована двумя звуками: "ш" и "ч". Как только я попробовала выговорить "ШЧедрый" и "ШЧастя", все изменилось – я поняла, что могу звучать не хуже Екатерины Осадчей. Кстати, ее артикуляция ("большой открытый рот") и дикция (предельно четкие звуки) считаются эталонными. И конечно, над ними Осадчей пришлось потрудиться. Главный редактор сайта vogue.ua Наталья Васюра, несколько лет проработавшая шеф-редактором "Светской жизни", говорит, что сценической речью с Осадчей занималась народная артистка Украины Лидия Вовкун.

Занятия построены так, чтобы одновременно с увлекательным процессом самопознания быстро ухватить полезные навыки. Селега считает, что, когда человек знает свою сверхзадачу (например, "общение с прессой"), результат приходит быстро. "С теми, кто просто чувствует, что чего-то не хватает в его выступлениях, мы первым делом анализируем проблемы, затем разрабатываем программу занятий и определяем желаемый результат".

Вероника задает простые сложные вопросы вроде "Когда люди любят вас слушать?" ("Когда я хорошо разбираюсь в том, о чем говорю"); "Почему вы делитесь информацией?" ("Обожаю делиться хорошим"), "Насколько ваша внешность располагает к общению?" ("Наверное, стоило бы быть более миловидной"). Мои ответы Вероника тезисно фиксирует на доске – так ей становится ясно, над чем придется поработать, а что и так в порядке. Вопросы перетекают из одного в другой, периодически всплывают новые детали. Главная моя проблема и есть самая распространенная: спич перед аудиторией. Когда моя голова стремительно пустеет, и вместо отведенных на выступление 30 минут я справляюсь за пять, отбарабанив все одним махом и упустив главное. 

Что интересно, просьбы к скоростным спикерам говорить медленнее зачастую бессмысленны. Люди не способны контролировать темп своей речи дольше пары минут. Отлично помогает чтение вслух. Выясняется, что читать в темпе, в котором обычно объясняют какие-то простые вещи, – не так уж и легко. Но еще сложнее – первая скорость, когда паузы надо делать между всеми словами. Мне это удается только со второй попытки. Для этого приходится занять специальную позу: вальяжно сесть, закинув ногу на ногу, и положить руку на спинку кресла. Положение тела помогает говорить совсем иначе – но об этом я узнаю чуть позже, на занятии с телесно ориентированным психотерапевтом. А пока Вероника открывает мне еще один секрет: чтобы замедлить речь и звучать более внушительно, надо четко проговаривать согласные. И побольше читать на первой скорости – именно так и переучивают тех, кто тараторит. 

Для четкой, легкой и свободной речи есть еще один лайфхак – как у Элизы Дулиттл в "Пигмалионе" Бернарда Шоу, когда она тренировалась говорить с полным ртом орехов. Вместо орехов Вероника советует зажать в зубах пробку – чтобы не повредить эмаль. Выбираю одну от шампанского – и приступаю: "пкти, пктэ, пкта, пкто, пкту, пкты" – и другие труднопроизносимые сочетания. Но стоит убрать пробку – и случается волшебство: звуки выскакивают легко, как у диктора. "Это как если бы вы делали упражнения с гантелями, а потом отложили их", – говорит Вероника.

Я узнала секреты внезапных зависаний при выступлении – когда вдруг напрочь забываешь, что хотел сказать. Такого не случится, если дать мозгу передышку и осознанно "выключиться" хотя бы на 2‑3 секунды. Вероника дала мне ключ и к телефонным интервью. Оказывается, когда не видишь собеседника, легко растеряться и забыть главное. Чтобы этого не произошло, надо уйти в тихое помещение и максимально сосредоточиться, иначе не избежать такой ситуации, которая возникла у меня с интервью радио "Аристократам": я стояла в очереди в "Мыстецкий Арсенал", лил дождь, галдела публика, и я предсказуемо забыла все, о чем хотела рассказать в эфире. 

Потом мы играли в ассоциации: Вероника называла слово, а я быстро говорила первое, что приходило на ум. Было страшно брякнуть что-то неприличное, но обошлось. Оказывается, игра нужна была, чтобы выявить атавистические звуки вроде "эээ", "ммм" и "ааа", когда люди тянут и озвучивают паузы (я вошла в число тех редких 10 %, которые этого не делают). 

Мы играли и в другую игру, которая помогает расширить словарный запас и активировать пассивный запас. Вероника выдала слово "точка", а мне надо было пристраивать к нему другие, чтобы получались правильные сочетания: "точка пересечения", "точка с запятой", "точка опоры", "жирная точка" и так далее. В таких играх сначала на ум приходят очевидные сочетания, и только потом всплывает словарный резерв. Вероника говорит, что слова, которыми хочется обогатить свою речь, надо немедленно "ставить на язык" – произносить вслух, пусть сначала они будут и не к месту. Именно так интуитивно поступают дети, когда учатся говорить.

Занятие с телесно ориентированным психотерапевтом для меня стало настоящим откровением. Психолог Елена Козелецкая говорит, что люди общаются вербально только на 30 %, а остальные 70 % информации считывают через язык тела. Имеет значение буквально все: как человек сидит, как расправляет плечи, как держит спину. "Наклон позвоночника, – говорит она, – играет большую роль. Стоит чуть наклониться вперед – и все пойдет не так". Оказывается, собеседник может расценить наклон как агрессию или, того хуже, воспринять позу как просящую. Поза интервьюера, при которой тело откинуто назад, может быть истолкована как скучающая и хамская. Зато если так сидит интервьюируемый – например, мужчина-звезда, – это вполне нормально.

Елена наблюдала за мной, а потом, чтобы мне было проще оценить себя со стороны, "отзеркаливала" мои позы, жесты и мимику. Сразу стало ясно, что я веду себя как отличница, которая намерена хорошо поволноваться: сомкнутые колени, прямая спина, закрытые плечи. Психолог посоветовала походить на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп. "Уверенность в теле живет в икроножных мышцах, – объясняет она. – Чувствовать их – значит твердо стоять на ногах". И советует всем, кто волнуется перед ответственной встречей, фотосессией или лекцией, зайти в ванную и немного размяться – это и правда помогает. Есть и еще кое-что. Выясняется, что один из самых важных телесных маркеров – спина. Она должна быть: а) сильной ("поскольку несет все ценности") и б) гибкой ("чтобы быстро реагировать на изменения вокруг и успешно к ним приспосабливаться"). Потому спину надо тренировать – на тренажерах с небольшим весом, и растягивать – занимаясь йогой или пилатесом. 

"Грудной отдел позвоночника, – говорит Елена, – отвечает за то, насколько мы уверены в себе". Грудные мышцы часто называют мышцами Тарзана – это именно в них бьют самцы шимпанзе, когда хотят ошеломить противника. Этот трюк можно повторить – и "включить" уверенность в себе. Чтобы уверенность не выключалась, нужны тренировки. "С унылыми плечами можно годами безуспешно ходить к психотерапевту, – говорит Елена, – но стоит завести новый паттерн – и жизнь пойдет по-другому". Я проверила: если подобрать плечи и удерживать их лопатками, голос звучит крепче и смелее, а значит, произвести впечатление уверенного в себе и напористого человека очень легко. 

В школе много времени посвящают не только артикуляции и дикции, но и работе с голосом (есть даже специалист-фониатр), техникам дыхания и правилам подготовки к выступлениям. Один из хороших проверенных рецептов – накануне проговорить свою речь, причем не перед зеркалом, а, например, с коллегами – так всплывут неожиданные нюансы и байки, которые потом оживят спич. Вероника учит отвечать на неудобные вопросы, правильно вести себя перед камерой, журналистами или просто публикой; объясняет, как лучше одеться, чтобы максимально соответствовать обстановке. Советов так много, и все они настолько живые, что я начала следовать им мгновенно. И удивительное дело: первое же интервью после курсов у меня прошло блестяще. Осталось записаться на пилатес.

Что посмотреть и прочесть на тему

"Король говорит!" 

Герцог (Колин Ферт) готовится принять трон и занимается с логопедом-экспериментатором (Джеффри Раш), чтобы избавиться от нервного заикания и неуверенности в себе. Селега считает, что это лучший фильм о занятиях риторикой, а еще "он ближе всего к правде об отношениях ученика и преподавателя".

"Общество мертвых поэтов"

Джон Китинг (Робин Уильямс) учит студентов на курсе английской словесности слышать себя и найти свой голос.

Конференции TED 

Американский некоммерческий фонд TED (Technology Entertainment Design – технологии, развлечения, дизайн") прославился своими конференциями, на которых выдающиеся ораторы делятся идеями, касающимися науки,бизнеса, технологий и так далее. Лекции доступны онлайн – например, на YouTube можно найти спичи Клинтона и нобелевских лауреатов. "Стоит смотреть выступления по интересующим темам и параллельно анализировать их", – советует Вероника.

Учебник с упражнениями по риторике Хайнца Леммермана

Своеобразная "Википедия" для тех, кто хочет овладеть основами ораторского мастерства.

13 упражнений для легкой речи

Артикуляционная гимнастика занимает всего пять минут, но отлично включает мышцы, и говорить потом очень легко. Если времени мало, достаточно сделать "медузу" и "открытую пасть" – прямо перед эфиром.

1. "Трубочка": вытянуть губы, а потом растянуть их в улыбке, не размыкая.

2. "Трубочка с зубами": то же, только с обнажением зубов. Чем шире, тем лучше – это не улыбка, а механический оскал.

3. "Медуза " (см. в тексте): рот стоит открывать пошире.

4. "Верхняя медуза": то же, только работают верхняя губа и верхние зубы. Бонус: упражнение помогает уменьшить носогубные складки.

5. "Две медузы": третье и четвертое упражнения выполняются одновременно.

6. "Вращение": надо вращать языком по часовой стрелке.

7. "Укусы": покусывать язык – от кончика до корня.

8. "Уколы": кончиком напряженного языка точечно касаться неба, внутренней стороны щек и губ.

9. L: нужно произносить вслух звук "л", меняя положение кончика языка (то внутрь, то наружу). 

10. "Ириска": язык прилипает к небу, и от натяжения происходит щелчок. Это упражнение помогает активизировать центр языка.

11. "Лошадка": цокать языком, чтобы активировать его кончик, отвечающий за красивую правильную букву "р".

12. "Орехи": рот закрыт, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка надо постараться достать до "шестерок" – задних зубов.

13. "Открытая пасть" (см. в тексте). 

 

Читайте также:

6 фитнес-идей: любимые тренировки моделей на свежем воздухе

ЖУРНАЛ: Фитнес онлайн

Почему француженки не толстеют

5 бьюти-сладостей. Советы диетолога

Популярне на VOGUE