Отцы и дети: Илья и Саша Чичкан о глянцевых журналах, таланте и совместной выставке

ART
16 грудня 2017

До Нового года в киевской галерее "Золотое сечение" работает выставка Ильи и Саши Чичкан "Psychodarwinism / Back to the Roods". Центральная часть выставки – огромные, сюрреалистичные коллажи, которые Саша Чичкан вырезает из глянцевых журналов. Vogue.ua поговорил с семейством Чичкан о том, зачем они дают глянцевым журналам новую жизнь, и об отношениях отцов и детей.

imageИлья и Саша Чичкан

Событие почти историческое: известный художник Илья Чичкан и его 29-тилетняя дочь Саша дают первое совместное интервью. Дело происходит на Воздвиженке, в мастерской Ильи: Саша опаздывает, Илья готовит кофе. Пока суть да дело, мы с Ильей говорим о Саше. Илья Чичкан известен своим эксцентричным поведением: на вернисажах и вечеринках он дурачится, шумит и много танцует. Саша Чичкан – полная противоположность отцу: на открытии собственных выставок она обычно стоит в углу, или вообще уходит с друзьями на улицу. Работы Саши хорошо продаются на аукционах и активно выставляются в галереях, но Саша – антипубличный художник.

Илья Чичкан

"А я ее позорю" , – шутит Илья. Чичкан имеет в виду, что к излишней публичности отца дочь относится скептично. "Саша как Бэнкси – хочет оставаться инкогнито", – говорит Илья. "Молодые художники последних лет десяти подхватили эти анархистсккие настроения, заданные Бэнкси – им не нравится тусоваться. Бэнкси их всех испортил".

Саша Чичкан

"Psychodarwinism / Back to the Roods" – не первая совместная выставка отца и дочери. У них вообще удачный тандем: Илья рисует большие полотна со своими знаменитыми обезьянами, а Саша изображает обезьян посредством коллажа – да такого, что диву даешься. В ее коллажах – десятки тысяч кусочков, вырезанных из журналов, а в собранном виде коллаж производит впечатление тонкой, изящной работы. Почему именно журналы стали Сашиным материалом? Саша говорит, что не любит глянец и считает его сиюминутным, поэтому ее коллажи – способ дать ему новую жизнь в искусстве.

"Однажды Саша пришла ко мне и сказала: "Деревья умирают, превращаясь в глянец. Давай дадим им новую жизнь, – обьясняет Илья. – И начала вырезать из Мадонн и всяких там Скарлетт Йоханссон обезьян и делать коллажи. Жалко , чтобы природа превращалась в макулатуру. А так, благодаря Саше она превращается в искусство!"

Заходит Саша. Первым делом хватается за печенье. Говорит, интервью не дает, журналистов не любит. Для Vogue почему-то сделала исключение.

Саша, как ты начала делать коллажи?

Давид заставил ( художник Давид Чичкан – брат Саши – прим. автора). Мне Давид сказал, чтобы я все уничтожила, весь этот глянец. Он же анархист – он против всех.

- То есть у тебя дома совершенно случайно оказалась стопка глянцевых журналов?

Илья Чичкан: Нет. У Давида! (смеются)

– Илья, вы не делаете коллажи?

Илья: Ты что, у меня руки трясутся.

Саша: Папа помогает.

Илья: На самом деле, коллажи у Саши мощные. Это очень талантливая работа. На последнем аукционе, который провела в ЦУМе Людмила Березницкая, ее "Брежнева" забрали (Илья имеет в виду коллаж Саши "Брежнев").

Илья и Саша Чичкан

– Сколько времени у тебя заняло создание коллажей?

Илья: И я, кстати, хотел спросить: что ты принимаешь – прозак, валиум? Что там еще у тебя в аптечке?.. (смеется)

Саша: На создание одного коллажа уходит примерно месяц. Там по 15 тысяч кусочков в одном коллаже. А в некоторых по 50 тысяч.

Илья: Ты посчитала? Серьезно?

- Vogue есть в этих коллажах? Попадается?

Саша: Еще как!

– Илья, вы учили Сашу живописи?

Илья: Я не помню. Не заставлял точно.

Саша: Я "богоматерей" маме красила. Помогала. Забыл? Я была в третьем классе. То есть техническую работу я начала делать довольно рано.

- Детский труд?!

Илья: Рабский!.

Илья: Если серьезно, я считаю, бесполезно учить ребенка рисовать – так можно только карму себе попортить. Если оно заложено – оно прорвется. Навязывать бессмысленно.

- Илья, а вам было бы обидно, если бы ваши дети не стали художниками?

Нет, я за свободу. Но видишь как получилось – проросло. Все дело в нашем деде Илье Чичкане – он был очень сильным художником. Гены!

- А есть ревность к работам друг друга? К вниманию? К тому, к кому больше гостей пришло на вернисаж.

Илья: Нет, мы не конкуренты. Сашу этот вопрос еще не интересует, а меня – уже нет.

- Саша, твой папа говорит, что ты совсем не публична.

Саша: Нет, я больше люблю втихаря выращивать траву.

- До твоего прихода мы как раз говорили о том, что как ведет себя Илья, уже не модно вести себя на вечеринках. Шумно, громко.

Саша: Так что, я моднее получается?

Да.

Илья: Видишь, как тебе повезло.

Илья: Саша, почему на выставке ты всегда где-то прячешься, уходишь на улицу?

Саша: Ну а что делать в галерее? На улице приятнее.

Илья: Вообще, выставки нужно проводить не в галереях, а на Андреевском спуске. В следующий раз мы так и сделаем.

- Почему у нас в Киеве любой вернисаж превращается в тусовку?

Илья: Увлеченных искусством минимум. Остальные просто социальны, и в этом нет греха. К тому же, так сложно разобраться в своих отношениях с современным искусством. Я сам иногда смотрю на каляки-маляки, Баския, например, и думаю – блин, ну не умел рисовать. Или умел? А может, это меня социум уже задавил? Может, и не художник он вовсе? Но ты же в Гуггенхайме – тут не может висеть плохое искусство.

Мне нравится то, что делает Саша, потому что оно рукотворно. Это и есть труд художника, потому что ты видишь работочасы – сколько времени затрачено на эту работу. Моя жена, например, (художница Маша Шубина – прим.авт) любит старинные вышиванки – она их красит, тюнингует. За этим есть история: я вижу, сколько жизни и труда стоит за каждой конкретной вышиванкой.

Саша: Спасибо

Илья: Саша, сколько часов максимум ты можешь вырезать?

Саша: Максимум – больше 60-ти часов. Трое суток.

- Илья, у вас так было, чтобы вы трое суток...

Илья: (перебивая, смеется) Тусили? Было дело.

Писали...

Илья: Нет, я больше 6 часов не работаю.

- Саша, тебе важно, хорошо ли продаются твои работы? Ты вообще следишь за рынком?

Илья: Продать знакому мне олигарху мою же работу и наварить на этом 50 процентов – это не рынок, это комедия.

- У вас в семье все художники: Илья и его жена Маша, и вы с Давидом. А кто у вас самый талантливый в семье?

Илья: Давид.

Саша молча кивает.

Илья: Потому что он без тормозов. Свободный.

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Мария Павлюк

Читайте также:

5 главных театральных премьер этой зимы

Итоги Art Basel Miami: 5 художниц, за которыми стоит следить

Популярне на VOGUE