search Created with Sketch.

Журнал: интервью с Ольгой Фреймут

05 марта 2015

Фото: Dima Honcharov

Стиль: Julie Pelipas

Трикотажное боди, Litkovskaya
Трикотажное боди, Litkovskaya

«Mеня никогда не брали читать новости: у меня проблемы со сценариями и телесуфлерами. Один раз я прочла с суфлера не «Сосо Павлиашвили», а «Коко Павлиашвили» – и всем все стало понятно», – рассказывает мне телеведущая Ольга Фреймут. Если бы мне нужно было написать о ней очерк в одно предложение, это было бы оно: здесь и ее знаменитая спонтанность, которая закрыла ей дорогу в новости, но прославила в развлекательном жанре; обескураживающая откровенность и умение смеяться над собой; и конечно – любовь к Коко Шанель.

Шанель – героиня Ольги и ее ролевая модель. Ее племянницу, например, сестра назвала Габриэль – в честь Ольгиной страсти. В этом году на свой 33-й день рождения Фреймут запланировала паломничество на могилу Шанель в Лозанне. «Она мне иногда снится, представляете? Мне кажется, что она меня как-то ведет по жизни. Возможно, я себе так намечтала, надумала, но кто бы от такого отказался?» И меня ранним утром январского четверга Фреймут встречает в маленьком черном платье, наглухо закрытом, почти монашеском, которое точно одобрила бы мадемуазель, – даром что на самом деле это Saint Laurent (одежда Chanel, вопреки всей ее любви, Ольге не нравится).

Фреймут редко ходит на светские приемы, поэтому мы с ней никогда раньше не встречались, но когда я захожу к ней домой, она обнимает меня, как старинную подругу, и рассыпается в извинениях: «Я так хотела купить цветов к завтраку и все приготовить, но мы вчера снимали «Голос страны» до двух часов ночи, поэтому я все проспала и ничего не успела». На экране Ольга – железная леди, бойкая и уверенная в себе, а тут меня встречает совсем другая девушка: немного застенчивая и очень нежная, чем-то неуловимо похожая на молодую Ким Бесинджер. «Я сейчас буду с вами очень искренней и не буду рассказывать лучше, чем есть на самом деле, а если я стану совсем уж беззащитной, вы меня спасите».

Шанель – героиня Ольги и ее ролевая модель. В этом году на свой 33-й день рождения Фреймут запланировала паломничество на могилу Шанель в Лозанне

Она живет на Контрактовой площади, потому что в юности несколько лет провела в Лондоне и до сих пор его очень любит, а Подол напоминает ей о нем («Тут даже рестораны открываются такие же, как в Англии, – «Можжевельник», например»). У Фреймут потрясающе красивая квартира: полы и мебель из светлого дерева, стены сложных припыленных оттенков – как кофе с молоком и выгоревшая лаванда, – картины, которые она привозит из поездок и ее смешные портреты в образе «монашки в бегах», снятые для «Теленедели». Продумана каждая мелочь, ничего не сделано «абы как»: даже подоконники – из натурального дерева, и батареи прикрыты резными решетками.

Топ, жакет, брюки из полированного хлопка, туфли, все – Litkovskaya
Топ, жакет, брюки из полированного хлопка, туфли, все – Litkovskaya
Платье из хлопка, Delpozo; брюки, Litkovskaya
Платье из хлопка, Delpozo; брюки, Litkovskaya

С квартирой – типично славянская история: не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда шел ремонт, архитектор взял у Фреймут деньги на мебель – и скрылся. Ольге пришлось все доделывать самой, и сейчас, хотя из-за денег и обмана ей все еще очень обидно, она довольна: дом отражает ее вкус и характер.

В то же время дизайн – воспитательный элемент для Златы, ее девятилетней дочки от британского банкира Нила Митчелла. Злата – поклонница Аврил Лавин, поэтому потребовала себе в детскую ударную установку и выкрасила стены в черный – а теперь сама же боится у себя спать и ходит ночевать в комнату к маме. Перекрасить стены в яркий цвет – вопрос одного дня, но Фреймут не торопится: учит Злату, что нужно нести ответственность за свой выбор, пусть даже неудачный.

Вопросы стиля – постоянная тема в семье Фреймут. Ольга жалуется: «Злата своеобразно одевается, хотя я привожу ей много красивых вещей. В Вене я ей купила пальто Dior, а она сказала, что не будет это носить: это пальто «как у бабы Юли». Шотландский бренд Rebel, детские вещи Stella McCartney и штанишки Chloé – это она еще может надеть, но вообще обожает H&M. Мне очень жаль, что Злата не леди».

Перфорированное платье из кожи, Litkovskaya
Перфорированное платье из кожи, Litkovskaya

Хотя, пожалуй, попытки привить женственный вкус в архитектуре и одежде – единственное, в чем Ольга направляет Злату. Во всем остальном девочка получила от матери полный карт-бланш. Она сама делает уроки, сама готовит себе еду, сама на поезде едет во Львов на каникулы, и еще следит, чтобы мать вовремя приняла лекарства и витамины. «Да какая я мама? Я разве что подруга. Но она мой смысл жизни».

Как только появляется перерыв в работе, Ольга тут же отправляется куда-нибудь с дочерью: «Я считала, сколько стран мы объехали за этот год. Даже не заметила, как между съемками мы побывали в Шотландии, два раза – во Франции, в Италии, Дубае, в Греции. Мы много путешествуем, и в этом году хотим полететь в Лос-Анджелес – это Златина мечта».

У Златы ударная установка в спальне, а у Ольги – белое фортепиано на кухне. Вокруг него сооружен стеллаж специально для кофейных чашек, которые она привозит из отелей. Кофейные чашки и сам кофе – ее пунктик. Вопрос «Хотите кофе?» за день, проведенный с Фреймут, я услышала раз десять. Пока я рассматриваю чашки и любуюсь видом на колоритный подольский дворик, Ольга готовит завтрак: насыпает в чашки свежие ягоды, режет папайю и ставит на стол органический йогурт.

Наш разговор начинается с еды, но быстро упирается в работу: Ольга трудоголик, и телевидение – ее главная страсть. С самого первого «Ревизора» телеведущую «раздражает отворачивание от проблемы». Начиная вести эту программу, больше всего Фреймут боялась, что получится пустопорожняя реклама, поэтому в первом же заведении отправилась искать правду – грязь в мужском туалете, антисанитарию на кухне и жвачки под столами. Иммунитета к хамству и агрессии у нее тогда и близко не было, но снимать иначе она не хотела. Ее легендарные скандалы с администраторами, залезания в рестораны через окна – все из желания докопаться до сути.

«Мои программы – зеркало общества. Я хочу, чтобы люди начали думать. Если наша нация будет стадом, мы не вырулим. Толпа – это самое страшное: ею легко манипулировать. Если мой зритель научится думать и трезво оценивать ситуацию, тогда он сможет построить страну, в которой захочется жить. Я не могу быть счастлива, когда вокруг несчастные, закомплексованные, недолюбленные и запуганные люди».

С 2011 по 2014 год Ольга вела «Ревизор» на «Новом канале», в прошлом году перешла на «1+1», где делает программу «Инспектор Фреймут»: за пять лет, проверяя рестораны, она повзрослела, выросла как профессионал – и воспитала свою аудиторию. В прошлом сезоне у нее было много социальных программ, например об АТО и НАТО или об одинокой старушке-поварихе из Харькова, – и скоро их будет еще больше. Ольга и ее команда устраивают ревизию магазинам, школам, отелям, бюро ритуальных услуг, продавцам горящих путевок и салонам красоты.

Фреймут признается, что не стремится вести общенациональные шоу с рекордными рейтингами: ей интереснее камерные проекты «со смыслом» для аудитории с развитым вкусом – а таких зрителей никогда не бывает много. На этом фоне удивительным кажется ее участие в масштабном и форматном «Голосе страны» – в прошлом году она вела «Голос страны. Перезагрузку» и этой весной опять ведет новый сезон проекта. «Я вообще удивляюсь, как мне «плюсы» доверили «Голос…». Я же веду неформатно, без сценария. Я им такого балагана наделала! Ну, как-то терпят. Я не ведущая большой сцены, это точно. Но так решило руководство. И это престижный пункт моей биографии».

После завтрака мы садимся в Ольгин белый Range Rover и едем на стрейчинг – аж на левый берег, в студию Open Art Studio. Фреймут не любит рутинные занятия спортом, поэтому ради тренера, с которой ей наконец комфортно, готова потерпеть некоторые неудобства: и то, что зал далеко, и то, что он совсем не роскошный. Ольга переодевается в лосины с принтом и фиалковую маечку – и из тургеневской барышни превращается в девочку-подростка. Она такая миниатюрная, худенькая и хрупкая, что, глядя на ее фигуру, я не дала бы ей больше 14 лет. Пробежка, прыжки, работа с собственным весом, растяжка – Ольгина программа на сегодня.

У Фреймут очень спортивные родители: отец – футболист, мама – мастер спорта по плаванию («она с детства учила втягивать живот, и поэтому у меня тонкая талия»). Но Ольге страсть к серьезному спорту не передалась. Ее виды спорта – те, которыми заниматься весело: летом – велосипед, зимой – коньки и лыжи. О последних она говорит взахлеб: «Я так рада, что лыжи – наша со Златой общая страсть. Я катаюсь на лыжах 4-5 раз в год, знаю все лыжные курорты. Мне нравится все – лыжная культура, кухня, лыжная тусовка. А самое лучшее место для меня – Санкт-Мориц, любимый зимний курорт Коко Шанель».

Из ухода за кожей и косметических процедур она культа тоже не делает: пользуется только самым лучшим – кремами Cellcosmet, волосы доверяет исключительно Игорю Ломову (возможно, самому авторитетному из украинских парикмахеров), раз в год делает ревитализацию – но это все, никаких пластических операций, никакого ботокса. Она намерена стареть естественно и вводить моду на взрослые лица на телевидении.

Мы едем обедать, Ольга везет меня в органический ресторан Glossary. Для нее еда в городе – тонкий момент. С одной стороны, она ведущая программы о ресторанах и ей хочется проверить новые места, а с другой – встреча со сферой обслуживания для нее всегда показательное выступление, даже когда она без камеры. «Каждый шаг и у меня, и у команды очень продуманный. Те, кто работают в «Инспекторе…», обязаны вести себя соответственно, потому что мы должны быть образцами. За каждым нашим шагом следят. После меня горничные с интересом заходят в номер, смотрят, как там у Фреймут в ванной, застелила ли она за собой постель, нету ли бутылочки из-под вина случайно, – я все время живу как робот». В ресторанах она вынуждена вести себя на отлично – быть предельно вежливой с персоналом, есть только здоровую еду. «И уже сама себя так натренировала, что оливье и не хочется».

Фреймут говорит, что в Glossary ей дышится легче: здесь ее знают уже много лет и «не обращают на нее внимания» (хотя это, конечно, неправда: когда мы уходим, персонал выстраивается по стойке смирно, нам вручают подарки и торжественно просят приходить еще). Ольга выбирает суп и рыбу. «Я питаюсь правильно. Однажды мужчина, которого я люблю, сказал, что нужно есть то, с чем ты себя ассоциируешь. Хочешь быть сарделькой – ешь сардельку. Это засело в голове, и я начала есть красиво».

В Украине совсем немного ресторанов, которые ей по-настоящему нравятся. Кондитерская «Волконский» и лобби-бар в «Премьер Паласе», воскресные бранчи в Hyatt (хотя у них проблемы с вытяжками), десерты в «Любимом дяде». Ей очень нравятся «Мыши Бляхера» в Днепропетровске, особенно вальяжный официант с бессменным карандашом за ухом, который может запросто присесть за стол к гостям. Но любимые рестораны Фреймут – в Одессе: например, новая кондитерская Cannoli, где десерты такие красивые, «словно пластмассовые».

Я откровенно говорю об этом, потому что не стесняюсь. Разве любовь – грех? Но больше я не хочу. Я решила уйти из этих отношений, потому что устала жить чьей-то двойной жизнью

Несколько «вкусных» ресторанов Ольга разлюбила, когда увидела там тараканов. «Вообще тараканы и мыши на меня сами выбегают. Надо мной уже даже смеются. Мы однажды проверяли заведение «У сестер» по дороге на Харьков. Первое: в тот день были похороны бабушки – хозяйки этого ресторана, которая очень меня ждала и так и не дождалась. Вторая мистика: у них есть кошка Наташка, и она прямо на съемку принесла в зубах мышку. Вы не представляете выражений лиц администраторов. Та мышка пошла во все анонсы».

Открывать свое место Фреймут не хочет: знает, что ему пришлось бы посвятить жизнь, и боится не справиться – но очень рада, что у ее дочери проскакивают настроения иметь когда-нибудь свой ресторан. А еще Ольге не хватает в Украине заведения формата fine dining, с высокими окнами и скатертями на столах, – «ресторана, в котором можно признаться в любви».

Фреймут часто возвращается к теме любви. В Лондоне она жила с британцем Нилом Митчеллом, но решила расстаться с ним и вернуться в Украину. Здесь у нее случился роман с Александром Ракоедом, главным режиссером «5-го канала», где она тогда работала, – и они поженились. Но с ним Ольга тоже рассталась. Она рассказывает, что была любовницей женатого мужчины. «Я откровенно говорю об этом, потому что не стесняюсь. Разве любовь – грех? Но больше я не хочу. Я решила уйти из этих отношений, потому что устала жить чьей-то двойной жизнью. Унизительно даже не то, что тебе изменяют, – унизительно жить по чужому сценарию».

«А с другой стороны, это очень полезно – быть свободной. Со всеми мужчинами, которых я любила, у нас была договоренность, что я сама зарабатываю свои деньги, и в этой невидимой конкуренции я научилась много зарабатывать. От мужчины, который был со мной, я никогда материально не зависела, сама себе купила две квартиры – в Киеве и Львове. Я благодарна судьбе за это».

Меховая жилетка, пояс, все – Vionnet; замшевые сапоги, Max Mara
Меховая жилетка, пояс, все – Vionnet; замшевые сапоги, Max Mara

Сейчас Ольга Фреймут мечтает о настоящей семье и еще одном ребенке – сыне. Для Златы она всегда была мамой-подругой, и теперь ей очень хочется стать мамой-мамой. Эту зиму она называет самой плаксивой в своей жизни: ей было одиноко и страшно, что уже слишком поздно выходить замуж. В конце концов она позвонила астрологу, и та сказала, что сейчас умерла старая Ольга Фреймут и появилась новая, у которой формируются новые ориентиры. А пока она ждет новой любви, ее чувства достаются родителям, бабушке с дедушкой, брату и сестре, с которыми они очень близки, и племяннице.

Рядышком с Glossary – интерьерный салон Pavilion Flamant, куда после обеда мы идем выбирать подарок для генерального директора «1+1» Александра Ткаченко: вечером Ольга Фреймут приглашена на его день рождения. В магазине Ольгу встречают как старинную знакомую: это здесь она выбирала себе мебель, когда сбежал ее декоратор. Фреймут выбирает переносной плетеный столик-трансформер, верхушку которого можно снять и использовать в качестве подноса – полезная штука, которая приживется в любом интерьере.

– Вы сегодня не первая, кто выбирает подарок на этот день рождения, – замечает продавец.

– Но мой лучше?

– Да, ваш лучше!

Теперь мы едем в офис «1+1». Очень удобно: он тоже на Подоле, недалеко от Ольгиного дома. У Фреймут масса дел. Нужно встретиться с генпродюсером канала Викторией Лезиной-Масляной, провести собеседование для нового проекта и планерку для нового сезона «Инспектора Фреймут». Планерка отнимает больше всего времени и энергии: тайного агента программы не берут на работу в нужный салон красоты; британский эксперт не хочет приезжать в Украину; непонятно, с какой школой договариваться о съемках в Германии; нужная для сюжета туристическая поездка длится в три раза дольше, чем позволяет график, – по всем этим вопросам Ольге нужно сказать свое мнение.

В прошлом году она перешла с «Нового канала» на «1+1» и неожиданно для себя приобрела множество полезных навыков. Еще на прошлой работе она учила операторов выставлять свет, а монтажеров – монтировать, а тут, когда из-за смены канала у Ольги распалась команда, ей пришлось полностью взять на себя ответственность за «Инспектора Фреймут». «Эта история показала, что я могу быть хорошим редактором и креативным продюсером. Я крутой редактор: четко вижу и знаю, чего хочу, и тогда команде легче. Я могу отредактировать программу и сделать ее целостной. У меня есть вкус. А вот продюсером я была б ужасным: я бы всем платила зарплату наперед и быстро бы обанкротилась. Мне всегда кажется, что все мало зарабатывают, хотя в нашей команде те, кто со мной, зарабатывают хорошо – это мой принцип».

Хорошие новости – то, что Фреймут не уходит в креативные продюсеры, а остается на экране. О том, что она ведет программы без сценария и без режиссера, знают немногие – и догадаться об этом довольно сложно. А вот ее поразительная откровенность, порой шокирующая, заметна каждому, кто видит Ольгу на экране. Она рассказывает в эфире о своих родителях, дочери, дедушках и бабушках, друзьях, бывших возлюбленных и о себе. Это я-журналистика – в Европе и Америке большинство звездных журналистов в глянце и на телевидении работают именно так, но для Украины это новинка.

«Мужчина, которого я люблю, сказал, что нужно есть то, с чем ты себя ассоциируешь. Хочешь быть сарделькой – ешь сардельку. Это засело в голове, и я начала есть красиво»

Я спрашиваю у Ольги, откуда это – с факультета международной журналистики лондонского Сити-университета, где она училась? «Нет, нас учили совсем по-другому, мы просто писали новости», – говорит она. Но Лондон все же повлиял на ее авторский стиль. Во-первых, Фреймут терпеть не могла, как скрытно и формально ведут себя британцы с незнакомыми людьми, особенно если это люди вроде Ольги – бедной студентки из Украины. И она назло решила вести себя иначе – подчеркнуто открыто и откровенно. Во-вторых, она читала местные журналы, и ей нравилось, как авторы преподносят информацию через личный опыт, как легко говорят о собственных болезнях и проблемах.

И наконец, уже в Киеве, когда Ольга вернулась из Британии и вела на «Новом канале» «Подъем» с Александром Педаном и Сергеем Притулой, в какой-то момент режиссер отобрала у них сценарии и велела импровизировать. Им ничего не оставалось, кроме как заговорить о себе, – в кадре тут же появилась «химия», и шоу стало таким успешным, что и Фреймут, и Притула до сих пор хранят верность найденному тогда подходу.

Еще одна особенность, отличающая Ольгу Фреймут от остальных ведущих, – богатейшая образная речь. Кажется, Господь собирал эту ведущую по формуле «Остап Вишня носит Prada». Вот, например, ее цитаты из сюжета о львовской «Крыйивке»: «Что это за кость валяется? Нет на нее Тузика», «Как в сказке: налево пойдешь – счастье найдешь, направо пойдешь – терзанья найдешь: справа – продукты с этикетками, слева – какие-то объедки», «Это косы русалки? Ах, это баранья кишка!», «Какой-то Дэмиен Херст» (о замороженных продуктах), «Ваша кровянка воняла так, как будто свинья не чистила зубы». Конечно, это дар. Но Фреймут и не ленится. Ее зарядка для языка – украинская музыка: Владимир Ивасюк, Квитка Цисык, Святослав Вакарчук, и чтение: Андерсен, Уайльд, Пастернак, из украинских – Мария Матиос и Лина Костенко.

И наконец, опыт научил ее отступать в тень и уступать место в кадре своим героям. «Иногда попадается хам. В первом сезоне я сразу вступала в спор и хамила в ответ, а потом посмотрела на себя и увидела, что хаму нужно дать пространство: пусть он хамит – я тем временем стою и хладнокровно улыбаюсь». Так ее программы приобрели объем, характер и стали тем, чем она их задумывала, – зеркалом общества.

Планерка «Инспектора Фреймут» завершается сама собой, потому что многие ведущие и продюсеры «1+1» в этот вечер едут на день рождения к Александру Ткаченко. Ольга спешит: ей нужно переодеться. Она не хочет ехать на праздник в будничной одежде – черном платье Saint Laurent, пальто Prada, в ботинках и с сумкой Chanel. Фреймут крайне скрупулезна в вопросах стиля – и в жизни, и на работе.

Платье, A. F. Vandevorst;туфли, Litkovskaya
Платье, A. F. Vandevorst; туфли, Litkovskaya

Еще в детстве, в деревне Новый Роздол Львовской области, где модным считалось «такое же, как у одноклассницы», она бунтовала против местных вкусов. Вместо того чтобы идти, как все, за покупками на базар, надевала бабушкины платья и заказывала одежду у портных. Многому научилась в студенческие годы в Лондоне: у щеголя-мужа, который раскладывал сорочки по градиенту – от светлого к темному, а на завтрак в воскресенье выходил торжественно одетым; и у простых британок, которые, как никто, умеют носить многослойные ансамбли и даже в крайней бедности выглядят экстравагантно.

Стиль Ольги Фреймут сейчас – базовые вещи в серо-черной гамме. Обувь – Chanel и Saint Laurent, одежда – Saint Laurent и Prada. А еще ей много шьют дизайнеры марки LUVI – они сейчас ее стилисты. Раньше работала с Артемом Климчуком: все эти строгие костюмы, в которых она ведет «Голос страны», – его придумка. Но потом Ольге захотелось женственности, и они с Артемом сделали паузу. Большинство вещей, в которых она снимается, – ее собственные. Это большие траты, но ей так спокойнее. В «Инспекторе…» она ломает много правил: появляется в кадре в антителевизионных серых и черных цветах, заходит на кухни на шпильках в экстравагантных нарядах – одевается против правил, как и режиссирует и ведет свои программы.

На день рождения Ткаченко в ресторан «Клюква и брюква» в этот вечер Ольга надевает другое платье Saint Laurent – более нарядное. Здесь мы расстаемся. На прощание она улыбается: «В свое время, когда меня спрашивали о моих планах на будущее и я размышляла, что может быть лучше, чем работа ведущей на телевидении, – я всем отвечала, что лучше может быть только работа в Vogue».

Фото: Dima Honcharov

Стиль: Julie Pelipas

Прически: Igor Lomov

Макияж: Nata Strilchuk

Ассистент фотографа: Dmitriy Andruhov

Ассистент стилиста: Olga Zhyzhko

Производство: Valentina Tarkovskaya

Мебель для съемки предоставлена салоном ligne roset и шоу-румом «Проект 900» /Искусство личного комфорта/

знаменитости · LITKOVSKAYA · украинские дизайнеры · Ольга Фреймут ·

Еще в разделе Культура

Популярное