Нитка за ниткой: интервью с художницей Оксаной Левченей

Художница Оксана Левченя открыла мастерскую по изготовлению ковров ручной работы, чтобы вернуть украинцам интерес к ремесленничеству.


Фото: LESHA LICH, Стиль: VENYA BRYKALIN, Текст: ДАРЬЯ СЛОБОДЯНИК

Хирург, художник, а теперь еще и хозяйка мастерской по изготовлению ковров – Оксана Левченя не любит сидеть на месте. В своей студии на Печерске она встречает меня босиком – "как раз ковер собиралась чистить". Залог удачного бизнеса – знание всех процессов изнутри, и Оксана
погружается в детали с головой: рисует эскизы, вручную красит нитки для будущих ковров, делает проклейку на уже готовых изделиях, продает и продвигает ковры и даже отвечает на сообщения в "Инстаграме" мастерской (@olk_manufactory). "Ткать тоже умею, – опережает мой вопрос Оксана. – Может, зимой начну собственный ковер".

Кашемировый джемпер, Rochas; шерстяной костюм, кожаные балетки, все – Monse; серьги –собственность героини

Идея делать ковры родилась несколько лет назад, когда художница готовила свою выставку "Квазиэтнография". Одну из картин,по ее задумке, нужно было выткать, и Оксана поехала в Полтавскую область: там раньше была знаменитая фабрика народных промыслов, ковры которой покупали по всему миру. Фабрику расформировали, но осталась мастерская.

Большинство ковров сделаны по эскизам XVIII‑XIX веков: это современные копии старинных украинских килимов

Именно они выткали первый гобелен по эскизам Оксаны. Гобелен произвел фурор Киеве, друзья стали делать первые заказы – и осенью 2016 года художница открыла мастерскую на бульваре Леси Украинки. Яркие, с этническими узорами изделия, тем не менее, заполонили "Инстаграм".

На создание одного ковра у мастера уходит около трех месяцев

С коврами у Оксаны получилась любопытная история. Она убеждает меня, что это ни в коем случае не арт-объект, и что ей важно, чтобы ковры были полезны в быту: чтобы по ним бегали босыми ногами, чтобы на них лежали домашние животные, чтобы они, в конце концов, выполняли свою основную функцию – согревали пол в квартире или доме. И если по форме это и вправду полезная в хозяйстве вещь, то по содержанию – чистый арт-объект. Оксана, человек с художественным образованием (она училась у знаменитого графика Александры Праховой), со всей серьезностью подошла к тому, что изображает на коврах. Большинство сделаны по эскизам XVIII‑XIX веков:это современные копии старинных украинских ковров, которые лежали и висели в домах Центральной и Левобережной Украины 100, 200 лет назад. "В Карпатах и Закарпатье культура ковроткачества сохранилась, потому что там есть спрос, а традиции передаются по наследству. В Центральной Украине таких мест почти не осталось – хочется восстановить и традицию, и интерес к ней", – говорит Оксана.

Об этом узоре (это эскиз XIX века) Оксана говорит: "Настоящий сельский авангардизм и немного китча"

Эскизы для своих ковров она находит в музеях и книгах. "Пару дней назад мне позвонили и попросили сделать ковер для человека, который увлекается лемковской культурой. Я начала искать – и поняла, что ни в одном источнике нет упоминанияо лемковских коврах. Погрузившись в историю лемков, узнала, что они часто переезжали из села в село, потому что их преследовали власти, – и не смогли сохранить свое наследие. Единственный эскиз лемковского ковра нашла в книге австрийского этнографа".

Хлопковая сорочка, легинсы из вискозы, все – Balenciaga; серьги – собственность героини

В OLK manufactory сегодня работает не больше десяти мастеров, некоторые – студенты и вы-пускники Киевского института декоративно-прикладного искусства им. Бойчука. Но не только: мастер Ирина, например, учится на пианиста. На моих глазах девушки, сидя на пластмассовых стульях у станка, создают красоту: нитка за ниткой, сантиметр за сантиметром. За месяц один
мастер может изготовить один метр ковра, при этом большая часть изделий – до трех метров. Ручная работа – дорогое удовольствие, поэтому себестоимость одного ковра высока. Сейчас художница и бизнесвумен думает над тем, как ее снизить: хочет, чтобы украинцы покупали авторские ковры, а не китайские массового производства.

Все сырье для ковров – отечественное: художница уверена, что глупо делать украинские ковры из итальянских ниток
Шелковое платье, кожаные балетки, все – Monse; брюки из полиамида, Helmut Lang; серьги – собственность героини

Макияж и прически: Vitalia

Ассистент стилиста: Valerie Kondruk

Продюсер:Vika Yukhymenko

Читайте также:

Найди свое племя и полюби его: новый проект Оксаны Левченя-Константиновской

Спутники искусства: интервью с куратором Александром Соловьевым

ReLive: Маша Ефросинина о женщинах, книгах и благотворительности

Популярное на VOGUE