Что делать, если ребенок в соседнем кресле кричит без остановки, а родители даже не пытаются его успокоить, как уместно одеваться в самолет и нужно ли аплодировать при посадке самолета – рассказывает Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению.
Самолет – это, пожалуй, единственное распределенное соседство, не подразумевающее общения. Приветствие при рассадке, слова прощания и пожелания всего хорошего после посадки – максимум вежливости и искренности и минимум ненужного общения.
А разве уместный внешний вид не одно из правил личной безопасности? Ведь это самозащита, самопрезентация и уважение к окружающим. Направленные взгляды – это не всегда взгляды восторга. Яркость и броскость больше приветствуется на маскараде. Общественный транспорт же – соединение культур и мнений. Поэтому мой любимый и самый безопасный вариант ключицы-локти-колени закрыты подходит по всем конфессиям и возрастным группам.
О, это больной вопрос! Уместно только незаметно попросить об этом главного стюарда или ответственного за обслуживание в кабине. За комфорт и удобства ответственны именно они. Профессионал никогда не выдаст пассажира, обратившегося с просьбой.
Конечно! Ведь это еще один элемент самопрезентации. Вежливости не может быть много. Вежливости, прежде всего, к себе.
Уместно позаботиться об этом заранее и предвидеть ситуацию. Побеспокоить спящего соседа – ваше право. Соседство же вынужденное! Салон – не частная спальня. И даже не частная гостиная. Объяснять и произносить слово "туалет" не обязательно. Достаточно попросить разрешить выйти. Если молодая дама – соседка или молодой гедонист путешественник в наушниках пропускают, сдвинув колени, вы в праве попросить ее или его встать. В любом случае, всегда есть кнопка вызова стюарда.
Все зависит от ситуации. Храп – заболевание, на всякий случай есть беруши. Можно попросить персонал пересадить вас, так как обе названные причины уважительны.
Быстрая организация рассадки – задача проводников, но всегда можно попросить позволить пройти. Я часто летаю в Киев, и читатели могли заметить, что в самолете я прошу замешкавшихся или намеренно привлекающих внимание пассажиров, позволить мне пройти. Не просачиваюсь, а именно прошу пропустить, с улыбкой глазами наготове. Важные вещи произношу тихим голосом. Слова вежливости и фразы вежливости, так несвойственные урожденным восточно-европейцам, особенно важны в межнациональных форматах. Это и начало фразы, и визитная карточка человека. Я всегда помогаю пожилым и пассажирам невысокого роста разместить их багаж. Многие, в отличие от меня, боятся летать и находятся при посадке в нервном состоянии.
Нет. Это faux pas, но не значит, что пилот не заслуживает поощрения и оценки в сложных ситуациях.
Правила застольного этикета распространяются не только на рестораны и бары, но и на салон самолета, и даже на самый экономный класс. Умение расположить поднос с едой и еду на тарелке, владение приборами, умение держать бокал и, главное, сложить салфетку на подносе с едой после завершения – закрыв тем самым поднос – все это в вашу пользу! Передать поднос сидящему у окна пассажиру, готовность помочь – основы взаимной вежливости. И знания редких иностранных языков здесь не нужны. Как и сентиментальные правила гендерности. Моя любимую фразу, что все лучшее и прежде всего внимание – пожилым, а совсем не детям, вы уже знаете!
При встрече знакомого человека в салоне приветствия взглядом достаточно. Если вы проходите мимо медийного или известного человека останавливаться, оглядываться и оборачиваться не нужно. Все соседства на борту самолета – вынужденные. Правила частной зоны и личного пространства никто не отменял.
Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению – @tatyanapolyakova_etiquette.
Читайте также: