В Берлине завершился один из самых крупных кинофестивалей мира. 70-й Берлинале ждали с особым нетерпением в связи с изменениями в руководстве и программах. Так, добавилась еще одна конкурсная программа Encounters, где были собраны более оригинальные работы. Впрочем, многим показалось такое решение спорным, ведь эти картины могли разнообразить довольно скудный основной конкурс. Другие же посчитали Encounters своеобразным Локарно в Берлине, поскольку ранее один из новых директоров фестиваля Карло Шатриан возглавлял именно эту киноплощадку в Швейцарии. Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич подвела итоги и выбрала 9 лучших фильмов Берлинале.
Иранский фильм Мохаммада Расулофа "Зла не существует" показали в один из последних дней Берлинале. Многие уже успели мысленно вручить победу другим фаворитам, но это должно было случиться. Картина иранского политического диссидента, отсидевшего срок в тюрьме, как нельзя кстати приходится к политической повестке Берлинале. С 2017 года режиссеру запрещено покидать родную страну, поэтому "Золотого медведя" жюри под началом Джереми Айронса вручило его дочери. Похожая история произошла 5 лет назад с Джафаром Панахи, который победил на Берлинском кинофестивале с фильмом "Такси".
"Зла не существует" поднимает актуальный для Ирана вопрос смертной казни. Сам фильм состоит из четырех новелл, каждая из которых затрагивает заявленную тему. Ежегодно в Иране выносятся сотни смертных приговоров, которые исполняют солдаты, служащие в тюрьмах. Расулоф снял традиционную психологическую драму, в которой ключевые моменты действуют именно так, как положено, – на эмоцию зрителя, а соответственно и жюри, пусть местами мелодраматично и прямолинейно, но однозначно умело.
Главным соперником иранского "Зла не существует" была американская инди-драма Элизы Хиттман "Никогда, редко, иногда, всегда". Главную награду фильм не получил, но ему вручили второй по значимости приз Берлинале – Гран-при жюри. У критиков, дававших свои оценки конкурсным фильмам, работа Хиттман была в фаворитах. Это тонкая драма об абортах, правах женщин на свое тело и жизнь. Тема фильма так или иначе заставляет вспомнить румынские "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунджиу. И там, и там – две девушки, одна из которых беременна. Вместе они пытаются решить этот вопрос. Но если у Мунджиу мы видели максимально драматичный фильм, который более похож на ужас в реальности, то Хиттман сняла тихую, но очень чувственную картину.
17-летняя героиня из провинции едет в Нью-Йорк вместе со своей кузиной. Цель девушки – быстро сделать аборт, пока семья не узнала о ее положении. С собой героини берут огромный чемодан, который им не понадобиться, но тащить его за собой девушки будут усердно. Эта ноша тождественна той, которую несет одна из школьниц, достигая права на собственное тело и свободу. "Никогда, редко, иногда, всегда" – на первый взгляд очень простое и последовательное кино, которое после просмотра оставляет чувство грусти, которое отчетливо читалось в глазах беременной девушки на тестировании у врача о возможном насильстве.
Итальянская черная комедия выиграла приз за сценарий, хотя для братьев Д’Инноченцо это всего лишь второй фильм. Перед зрителем – далекий пригород Рима, где живут несколько семей с достатком ниже среднего. Пока депрессивные родители заняты чем угодно, но не детьми, те мастерят бомбы под руководством школьного учителя. "Плохие сказки" могли бы быть одной из историй Гильермо Дель Торо или того же Тодда Солондза, если бы братья Д’Инноченцо были смелее. Делая скидку на то, что это только второй фильм режиссеров, отмечу, что им удалось талантливо передать местный колорит итальянской глубинки и проговорить проблему предоставленных самих себе детей. "Плохие сказки" гиперболизируют детскую невинность, которая порой ужасает зрителя, но в следующую секунду заставляет смеяться.
Документальная картина Дэвида Франса, получившего в 2013 году номинацию на "Оскар" за свой первый фильм "Как выжить во время чумы", одержала приз зрительских симпатий в секции "Панорама". "Добро пожаловать в Чечню" снят при поддержке HBO и ничем не уступает первому фильму документалиста, а возможно и превосходит его.
В фильме рассказывается о преследованиях ЛГБТ-сообщества в Чечне. Быть геем там – значит подписать себе смертный приговор. Тех, кто не соответствует общепринятым в стране нормам и догмам, могут безнаказанно избить правоохранительные органы или убить собственные родственники. В 2017 году впервые сообщили о массовых задержаниях и пытках геев в Чечни. Власть все отрицала, пока не появился тот, кто в открытую обвинил Чечню в преследованиях геев. Дэвид Франс и оператор Аскольд Куров снимали фильм тайно, понимая возможные риски и последствия своих действий. Потому лица многих героев скрыты, голоса изменены. "Добро пожаловать в Чечню" – травмирующий фильм. Все, что происходит на экране не постановка, не выдумка, а реальность, которая происходит здесь и сейчас, которая чужда европейскому зрителю, но понятна тому, что живет в постсоветском регионе или же в мусульманской стране, где насилие и убийство – не преступление, а норма.
Один из самых обсуждаемых фильмов Берлинале – трехчасовая разговорная драма "Мальмкрог". Основоположник "румынской новой волны" Кристи Пую не щадил зрителя, предоставив ему наслаждаться субтитрами вместо картинки. Герои фильма разговаривают, не умолкая, в большинстве своем на французском, а потому тем, кто не знает языка, приходилось внимательно вчитываться в английское текстовое сопровождение. Герои на экране разыгрывают размышления Владимира Соловьева из философского сочинения "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе с приложениями". Если вдуматься в то, о чем говорят персонажи, "Мальмкрог" покажется очень занятным примером кинематографа, который по достоинству оценят синефилы. Тут и о природе зла, войны, прогресса, и Антихриста. В зачастую старомодных высказываниях слышаться очень актуальные тезисы, главное – их расслышать.
История создания литературного шедевра, а именно романа "Вешальщик" американской писательница Ширли Джексон, вызвала настоящий ажиотаж. На каждый показ "Ширли" выстраивались огромные очереди, а билеты разбирали в первые несколько минут. Фильм Джозефин Деккер рассказывает о молодой паре, которая въезжает в дом профессора Стэнли Хеймана и его жены Ширли Джексон. Очень скоро выясняется, что хозяйка дома обладает скверным характером, но к концу фильма мы получаем рассказ о непринятой и недолюбленной женщине, которая не получает признания своего таланта от самого близкого человека – от мужа. Впрочем, во многом ажиотаж вокруг "Ширли" навеян исполнительницей главной роли – Элизабет Мосс. Актриса на полную использует свою негативную харизму, пребывая одновременно в роли мучителя и жертвы. "Ширли" – это о мечте и свободе, но одновременно с тем о манипуляциях, лжи и насилии, которым подвергаются близкие люди.
Комедия Бенуа Делепина и Гюстава Керверна "Удалить историю" – пример истинно французского кино. Фильм рассказывает о трех друзьях, которые пострадали от новых технологий. Одна жалуется на низкий рейтинг в службе такси, вторую любовник шантажирует интимным видео, а третий – влюбляется в голос автоответчика. Ради решения своих бед, они отправляются к хакеру по имени Бог. Если вглядеться, можно различить знакомых персонажей Изумрудного города, которым не хватало мозгов, смелости и сердца. Кроме того, "Удалить историю" имеет определенный философский подтекст о техническом прогрессе, который завел героев в жизненный тупик. Режиссеры используют маленький городок, как и маленьких людей в нем, чтобы сказать о чем-то большем, глобальном. Авторы твердят, что мир лишился собственного разума, предоставив решения и выбор искусственному интеллекту.
В "Специальный показах" оказался фильм Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева "Номера", который снимался во время заключения Сенцова в российской тюрьме. Попадание "Номеров" на Берлинале было прогнозируемым, поскольку фестивалю никогда не были чужды смелые политические высказывания, да и годами Берлинале поддерживал Сенцова. "Номера" сняты по пьесе Олега Сенцова, написанной еще в 2011 году. Это антиутопия, которая рассказывает об обществе, поделенном на касты. Парные номера – женщины, непарные – мужчины. Все они должны четко следовать правилам, которые нарушать категорически нельзя. "Номера" из-за его театрального минимализма уже успели сравнить с "Догвиллем" Ларса фон Триера, делая фильму большой комплимент. "Номера" – это уникальный по своей задумке и воплощению проект. Впервые в Украине фильм был снят без физического присутствия одного из режиссеров. Находясь в заключении, Сенцов передавал свое видение Сеитаблаеву, и, благодаря действительно солидарной работе двух режиссеров получилось крепкое кино, которое отметили многие критики.
Дебютный документальный фильм Ирины Цилык, за который она уже успела получить режиссерскую награду на "Сандэнсе", показали в программе Generation 14 plus. "Земля голубая, будто апельсин" состоит из нарезки воспоминаний семьи из прифронтовой зоны. Мать-одиночка Анна живет здесь с четырьмя детьми. Женщина решила не уезжать, а остаться в Красногоровке, расположенной в 40 км от Донецка, где практически не осталось никого. Семья снимает о том, как им живется, и в результате "Земля голубая, будто апельсин" получается фильмом в фильме. Частично съемки картины проводились не самой Цилык, а действующими лицами, ведь они сами себя снимали. Кроме героинь, мы видим те самые реалии войны, в которых оказались многие жители Донбасса. Фильм Цилык доказывает, что у режиссера очень большое будущее в кинематографе, поскольку она делает документалистику с элементами поэтики.