Спектральный анализ: как дизайнеры снова полюбили цвет
Синий, желтый, красный, зеленый, оранжевый – цвет пронзительно прозвучал в новом сезоне.
Открытые чистые супрематистские оттенки можно встретить как в монохромных вещах нового сезона, так и в одежде color-blocking. Их марш по подиумам всех модных недель напоминает историю открытия цвета в ХХ веке. Начинают освободившие его авангардисты (цветом художники научились передавать все – драму, эмоции, ритм и движение), в том числе шведка Хильма аф Клинт, которая за десятилетие до модернистов писала абстракции, вдохновляясь своими мистическими прозрениями, – именно ее арт-критики осторожно стали величать первой абстракционисткой. Продолжают этот марш поп-артовские комиксы, граффитчики во главе с Жан-Мишелем Баскией и современные гиганты вроде Аниша Капура.
Во время подготовки к показу весна-лето – 2019 Пьерпаоло Пиччоли отправился в мысленный вояж по райским местам, куда сбегали Матисс (Алжир) и Гоген (Таити). Порядок выходов на показе словно повторял логику эскапистов, которые начинали с чистого листа и заполняли его экзотическими штрихами: монохромные черно-белые образы сменялись однотонными красными, оранжевыми и постживописными абстрактными принтами.
Чистый красный в коллекции Simone Rocha (о таком Диана Вриланд говорила: "Немного рококо с веянием готики, и немного буддистского храма") – влияние копий японских гравюр XVI века с изображениями конкубин, найденных дизайнером на блошином рынке. Такие же, надо полагать, в начале ХХ века приплывали на первых кораблях из Японии в Европу и спровоцировали увлеченность художников тончайшими мазками и лицами-масками. Симон Роша свои игры с историей на бэкстейдже назвала "имитацией имитации", художники веком ранее называли это вдохновением, но все обошлись без буквального цитирования.
В новой коллекции Simone Rocha завязки кимоно отдаленно напоминают хаотичные, прерывающие рыхлый шелк объемной белой рубахи шифоновые банты. Однотонные цветочные аппликации традиционной японской одежды масштабированы до максимума и наслаиваются на плечи и по бокам, как эполеты и баски.
В коллекции Balenciaga Демна Гвасалия ставил перед собой задачи кутюрного уровня сложности: собрать платье из четырех метров ткани при минимуме закройных операций. Цель, достойная исканий мадам Гре, которая в 1930-е шила роскошные платья-туники одним швом. Платье Balenciaga из новой коллекции с каскадом драпировок похоже на эскиз костюма Экстер к балету "Ромео и Джульетта" (1921), в котором динамические складки рифмуются с диагональными плоскостями фона.
В сезоне весна-лето – 2019 при помощи цвета дизайнеры придают настроение жанру безликих брючных костюмов идеальной посадки, которые стали одним из главных сарториальных трендов сезона. В коллекции Sies Marjan они дополнены накладными басками, которые выглядят как юбки, у Givenchy цветовая палитра разбавляет строгость форм, близкую к военной. В коллекциях Stella McCartney и Balenciaga комбинезоны работников автозаправок выполнены из шелка или рыхлого хлопка жизнерадостных цветов. Жанр получает новое прочтение: так рабочая униформа выглядит не пролетарским, а городским гардеробом.
Экспрессивные высказывания посредством цвета – этим приемом мода начала пользоваться одновременно с модернистами. Александр Богомазов, который в 1914 году написал теоретическое обоснование опорных точек авангардного искусства в работе "Живопись и элементы", на практике занимался простой игрой: выкладывал на белом фоне фигуры разных оттенков, наблюдая изменение ритма и настроения картинки. Самая известная его картина "Правка пил" – пример экспрессии, которой можно добиться в композиции простых форм ярких оттенков. Однотонный костюм лаконичного кроя – продолжение художественной практики в городской среде.
В коллекциях форпостов минималистичного высказывания Jil Sander и Hermès, как в картинах-композициях с геометрическими фигурами всего спектра, в одной вещи совмещаются разноцветные формы. Так решается задача художественной значимости: максимум выразительности при минимуме цвета. Кажется, будто дизайнеры использовали находки из арсенала художников.
"Классический костюм должен складываться из простых геометрических форм – прямоугольника, квадрата, треугольника; ритм цвета, вложенный в них, всецело разнообразит форму", – считала Экстер. Она освоила этот прием при создании костюмов и декораций для балетов Нижинской и пьес режиссера Александра Таирова, а после применяла его для создания принтов и дизайна аксессуаров, когда сотрудничала с Мастерской современного костюма.
Яркие принты в коллекциях Louis Vuitton навеяны творчеством группы Memphis, идейных последователей авангарда, а для Marni креативный директор Франческо Риссо собирал их по принципу ассамбляжа – техники, подаренной миру искусства художниками-модернистами.
Эффект передачи движения при помощи цвета, который сильно занимал авангардистов, в сезонных коллекциях проверяется на эффектных объемах – платьях и блузах Valentino и Gucci с рукавами-круассанами. Они кажутся живой инсталляцией на тему и одновременно напоминают о черном платье Issey Miyake с фирменным плиссе на февральской обложке Artforum 1982. В этом номере в своем обращении редакторы Ингрид Сиши и Джермано Челант заявили, что "мода, возможно, является новым видом искусства". Вопрос о паритете моды и искусства уже успел упраздниться за ненадобностью, но истории с цветом хочется собирать с задором отчаянного фаната.
В украинском контексте яркие цвета – наше все. Это история большого художественного прорыва начала ХХ века. "Молодые славянские народы отдают предпочтение ярким радостным цветам" – так Экстер объясняла Пикассо любовь наших авангардистов к насыщенной чистой палитре. Результат – в работах художницы и ее современников, в которых доминируют чистый красный, синий и желтый.
Нужно быть очень нудным человеком, чтобы, глядя на красное платье, думать о музее, а не о баре. Но факт подчеркивает одну простую мысль: с помощью одежды теперь ищут своих не по статусу, а по общему культурному контексту. Ярко-розовое платье Нэнси Пелоси на церемонии ее избрания спикером палаты представителей конгресса США – модный жест для одних, для других же – прошедшее незамеченным событие или высказывание о переменах в обществе, касающихся как статуса кукольного розового, так и роли женщины. Сине-красно-белые однотонные наряды Брижит Макрон не только повторяют палитру французского флага. Первая леди в основном носит вещи Louis Vuitton – модного дома с большими амбициями, который устраивает показы в Лувре и аккуратно вводит детали парадного исторического костюма в современные коллекции. Лиловое платье Valentino, в котором Леди Гага появилась на церемонии вручения "Золотого глобуса" в 2019 году, – цитата наряда Джуди Гарленд из фильма "Звезда родилась" (1954) и заявка на успех: роль в ремейке 2018 года принесла певице премию за лучшую песню и номинацию на лучшую женскую роль. Цвет – самый легкий язык, при помощи которого можно объясниться с миром.
Текст: Татьяна Соловей
Арт-работы: из коллекции Национального художественного музея Украины, Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины