Филигранная работа: старинные техники создания циферблатов
Для создания уникальных циферблатов часовщики собирают старинные декоративные техники по всему миру.
Текст: ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛЕНКО

Португальские изразцы азулежу Сандрин Штерн, художественный директор Patek Philippe, давно мечтала воспроизвести португальские изразцы азулежу в технике миниатюрной росписи по эмали. Вместе с супругом Тьерри Штерном, президентом компании, они задумали серию часов с циферблатами ручной работы, на которых угадывались бы нежно-голубые мотивы. Две модели так и назвали – Calatrava "Azulejos": на одной запечатлена рыбалка на озере Тахо, на второй – рыбный рынок.
Азулежу родом из арабских стран, но особую популярность эта керамическая плитка получила в Португалии и на юге Испании. Изначально она использовалась для украшения дворцов и церквей, но позже мозаикой азулежу стали облицовывать фасады зданий и стены в общественных местах. А все потому, что эта плитка устойчива к разным погодным условиям и перепадам температуры и даже спустя столетия сохраняет рисунок.
Каждый циферблат "азулежу" с обратной стороны покрывают защитной контрэмалью, которая спасает пластину от деформации во время обжига при 800 °C. Далее на лицевую сторону наносят белый эмалевый фон (праймер), и на нем слой за слоем художник выкладывает синие узоры, создавая имитацию крошечных керамических плиток. Эту картину мастер пишет под микроскопом и использует кисть, состоящую из одного волоска.

Мастера Дома Harry Winston при создании новых моделей The Premier Delicate Silk Automatic 36 мм обратились к старейшему ремеслу плетения шелка, которое возникло более 4 000 лет назад в Древнем Китае. Но вместо того, чтобы сделать выкройки из готовой ткани, они придумали новый экологичный способ получить небольшой фрагмент шелка. Тутовые шелкопряды плетут его сами: их "научили" не заматываться в кокон из шелковой нитки, а оставлять ее на ровной поверхности. Ни один шелкопряд при этом не пострадал (при традиционном способе коконы с шелком запекают, чтобы избавиться от гусеницы). Полученный шелк-сырец окрашивают и украшают золотом.
С золотом тоже не все так просто – дизайнеры Harry Winston применили технику тиснения по шелку. Обычно этот метод используют на грубой коже, бумаге либо металле, и изготовить золотые рельефные узоры на тончайшем шелке оказалось весьма сложной задачей. Поэтому каждая модель существует всего в 30 экземплярах. Цветочные мотивы и узор в форме звезды художники подсмотрели в старинных реликвиях королевских семей Европы. Между завитками золота установлены бриллиантовые часовые метки.

В Blancpain мастера детально изучили старинные восточные техники работы с металлами и объединили их в уникальных часах Villeret 8 Jours Manuelle. На циферблате изображена битва королевских быков перед горой Маттерхорн в Швейцарии. Эта порода известна с 3000 года до нашей эры и с 1861-го является частью швейцарского национального наследия. Она знаменита своей выносливостью и зрелищными весенними битвами при переходе на верхние альпийские пастбища, во время которых в стадах устанавливается иерархия.
Циферблат Villeret 8 Jours Manuelle вручную выкован из сякудо – сплава золота и меди. Родом из средневековой Японии, он исторически использовался для украшения рукояток мечей. На циферблате из сякудо мастера вручную выгравирвали гору Маттерхорн и при помощи миниатюрных штырей закрепили аппликацию быков из красного золота. Затем всю картину покрыли патиной рокушо (для этого циферблат неоднократно погружали в ванну с солями меди).
Еще одна редкая техника – дамаскинаж из Дамаска – использована для украшения ошейников коров. На аппликации из красного золота были сделаны углубления, которые заполнили желтым золотом и ковали до получения равномерной поверхности.

Возрождать старинные техники и декоративные ремесла – одна из главных миссий Дома Cartier. Три года назад компания создала художественное ателье Maison des Métiers d’Art, для которого переоборудовала старую ферму конца XVIII века в Ла-Шо-де-Фон. Здесь на трех этажах работают 28 мастеров, владеющих уникальными древними техниками – такими, как этрусское зернение, мозаика, перегородчатая эмаль, маркетри, и многими другими.
В модели Ronde Louis Cartier Filigree мастера использовали редкую для часового искусства технику филиграни. Это сложнейшее ювелирное искусство создания ажурного кружева из тонкой проволоки. Появилась эта техника в Древнем Египте – считается, что ее изобрели шумеры еще в начале III тысячелетия до нашей эры.
Для работы с филигранью мастерам Cartier пришлось специально разработать особые инструменты. С их помощью они скручивали, вальцевали, свивали и разрезали на крошечные кольца микропроволоку из чеканного золота и платины. Затем из них формировали ажурный узор, который закрепляли по краям формы.На создание филигранью двух пантер ушло больше месяца ручной работы. Черные пятна животных покрыты глянцевым лаком, а глаза инкрустированы изумрудами. Часы Ronde Louis Cartier Filigree существуют всего в 20 экземплярах.
Читайте также: