Суперчеловек: Сьюзи Менкес о Рике Оуэнсе и новой выставке
В Милане впервые организовали крупную музейную экспозицию творчества Рика Оуэнса. Дизайнер обсуждает сталкивание лицом к лицу изящества и варварства. К 50-летию дизайнера, о нем рассказыват Сьюзи Менкес.
От тьмы к свету, в длинной комнате, где высокие окна освещают драпированные белые платья, классика сталкивается с первобытным витком земли, который пробирается через изогнутое пространство. Добро пожаловать в мир Рика Оуэнса!
"Мне очень нравятся изящные фигуры, но также я люблю максимально варварские и грубые формы", – говорит дизайнер, чей взгляд на творчество варьируется от культовой одежды до подставки для ног из верблюжьей кожи. И все это изобилие представлено на выставке La Triennale di Milano.
"Недочеловек, нечеловек, суперчеловек" (выставка проходит до 25 марта 2018 года) – это противоречивое название, предоставленное первому полноценному шоу дизайнера, который приехал из Западного побережья Америки, поселился в Париже и построил со своей женой Мишель Лами мощный, обезоруживающий и солидный бизнес. Его следующий показ состоится в Париже 18 января.
В возрасте 56 лет, получив премию CFDA (Совет модельеров Америки) за жизненные достижения, Оуэнс заслуживает детальной экспозиции в музее. И несмотря на сотрудничество с Triennale и энтузиазм Элеоноры Фиорани, куратора его отдела моды, эта коллекция необычных произведений настоящее шоу Рика. Он отпразднует это событие вечеринкой в Милане на выходных.
Некоторые вещи кажутся сырыми, дикими и почти шокирующими, как некое заявление в цивилизованном мире: за курткой показываются расстегнутые брюки и высокие толстые кожаные сапоги – не говоря уже о волосах, которые падают прямо, но дико, заключая лицо в своеобразную тюрьму. Куратор указывает, что многие необычные головные уборы сделаны из настоящих человеческих волос. Рик также рассказывает, что его собственные волосы присутствуют в грозной композиции над нашими головами.
Сила этой выставки – возможность увидеть в деталях творения, которые были на подиуме. В то время как мощь шоу Рика Оуэнса можно оценить в видеороликах в конце выставки Triennale, революционное качество его работ встречается в крупных размерах: есть возможность увидеть каждое драпированное платье, которое не скользит по телу, но тонко искажает женские формы.
Сами ткани, перечисленные в буклете программы, представляют собой неожиданные смеси из вискозы и овчины или даже сочетание "кислой овчины и мериносовой вязки" для серебряных чулок.
Фиорани описывает, как используются эти неожиданные материалы, в том числе ножи и вилки в темных тканях и рукав, который превращается в маску. Такие жесты Фиорани называет "готическими".
Я говорю Рику, что презентация менее ретроспективна и представляет более широкий разворот его работ, включая неожиданные цвета, или случающиеся время от времени намеренные потрясения в кройке мужской одежды, чтобы акцентировать внимание на пенисе.
Одна из сильных сторон стиля Рика Оуэнса заключается в том, что у него нет очевидной территории. Вместо этого существует общий смысл сырой энергии. Следовательно, презентация разыгрывается в сочетании ультрасовременных материалов с глубокими дизайнерскими мыслями.
"Он переосмысливает грамматику одежды", – говорит Фиорани. "Он создает изгибы там, где они не предназначены, так что он действительно переделывает тело. Также он перестраивает классические элементы. Но он всегда сохраняет один классический и центральный компонент, которым обычно является пальто".
"Более глубокое значение" всегда является частью мира Рика Оуэнса. Но что, спросила я его, вдохновило его на такое смелое и даже загадочное название?
"Недочеловек, нечеловек, суперчеловек – это равновесие, которое мы все пытаемся найти между нашими неудачами, нашими успехами и тем, кем хотим быть", – объясняет Рик. "Все, что я делаю, – это прохождение жизни, установление баланса между амбициями, которых я немного стыжусь, а также это стремление сказать что-то позитивное и внести свой вклад. Это как бы эмпатические размышления обо всем, что мы все переживаем".
Более 8 000 посетителей постели выставку Оуэнса с момента ее открытия в прошлом месяце. Что они хотели бы убрать из презентации, которая является художественной, но не претендует на тонкий вкус в смысле демонстрации одежды, которая непригодна для жизни? Смогут ли местные миланцы определить работу дизайнера как культ моды?
"Вы называетесь культовым дизайнером, когда вы популярны, но при этом не попадаете в престиж большого времени", – говорит дизайнер. "Тогда они называют вас "культом", что смешно, но меня это устраивает. Есть люди, которые действительно посвящают себя этому, и я должен признать, что я потушил это сразу. Мне нравится идея выбрать определенную эстетику и придерживаться ее – я в это верю. Такой культ – это люди, которые собираются вместе, чтобы отмечать определенные ценности, а для меня это означает определенную степень инклюзивности, доброты и мягкости. Но как только люди собираются вместе, они могут создать стену для других людей. И так, то, что отражало интересы всех, становится ограниченным".
Некоторые области творчества достигли еще одной аудитории. После коллаборации с Adidas Оуэнс теперь сотрудничает с Birkenstock, создавая новый дух для мощного немецкого бренда как в его проектах, так и в сотрудничестве над "Birkenstock Box" – концепция ритейла, которая в виде контейнер для перевозки на колесах, переезжает в разные города. Его следующая остановка находится за пределами магазина Рика Оуэнса в Лос-Анджелесе, где он будет охватывать несколько аспектов дизайнера: его увлечение культовой обувью; его долгосрочное участие в архитектуре; и навыки его жены, которые помогли ему создать "Box".
"Я вижу, что сандали были хорошей идеей, – говорит Рик. "У них почти художественный деко-библейский вид, который является одним из моих любимых".
Во Флоренции на выставке Pitti Uomo menswear на следующий день я поговорила с Оливером Райхерт, генеральным директором Birkenstock, об этом новом сотрудничестве.
"С нами всегда кто-то хочет сотрудничать", – говорит он. "Я говорю своей команде: "Сотрудничество имеет смысл, если один плюс один равняется три. Если один плюс один – два, это не сотрудничество. Вы женитесь на ком-то, если вы действительно сильны вместе. Это то, что мы ищем. А такое очень редко бывает. Рик Оуэнс – один из дизайнеров, которые привносят идеи сразу. Его осознание и интеллектуальное мышление о бренде создают нечто особенное".
Независимо от того, будут ли отношения с производителем ортопедических сандалий длительными, в жизни Оуэнса есть одно неизменное сотрудничество: его отношения с Мишель Лами. Мне хотелось бы поговорить с ней о выставке Рика, но в настоящее время она занята в Selfridges в Лондоне – "Lamyland.
"Предположим, что я был студентом фешн-колледжа, мужчиной или женщиной 22-летнего возраста, который впервые открыл для себя ваши работы на выставке в Милане, на какую реакцию вы бы надеялись?" Я спрашиваю Рика.
"Я хочу быть для них тем, как Сальвадор Дали или Дэвид Боуи были для меня", – отвечает он. "Предлагать что-то, выходящее за рамки того, о чем они могли бы подумать. Ведь есть возможность узнать так много всего, действительно работать вне коробки. Главное не чувствовать себя ограниченным или угнетенным".
Читайте также:
Дэвид Бекхэм запустил собственный бренд под музыку ДахаБраха
Семья Версаче выступила против сериала Американская история преступлений