После Карла: как поменялся бренд Chanel за год
19 февраля исполняется ровно год со смерти Карла Лагерфельда – человека, который казался бессмертным и вечным. Однако в возрасте 86 лет креативный директор Chanel покинул этот мир, не справившись с раком поджелудочной железы. За 36 лет работы он провел целых 180 шоу – первое состоялось 25 января 1983 года, а последнее 22 января 2019-го. Его место в модном Доме заняла давняя подруга и соратница Виржини Виар, работавшая с ним рука об руку больше тридцати лет.
Перед Виар стала непростая задача – ей нужно было продемонстрировать миру, что легендарное имя Chanel в надежных руках. Выбор руководства компании, которое сделало ставку не на приглашенную звезду, а на человека хорошо знакомого с ДНК марки и тонко чувствующем ее дух, принес свои плоды.
В начале марта публика увидела последнюю коллекцию, которую создавал сам маэстро – сезона осень-зима 2019/2020. По словам Виар, во время работы над ней Лагерфельд уже знал о болезни, но все равно был настроен решительно. Она был построена на контрасте мужского и женского, черного и белого, став квинтэссенцией стиля Chanel и самого Карла. Закончилось шоу минутой молчания, в финале которой гости услышали голос Карла и его любимую песню авторства Дэвида Боуи Heroes. Эмоции сдержать было невозможно.
Первую самостоятельную коллекцию для Chanel Виржини Виар показала в мае и решительно продемонстрировала, что Chanel – это не только знаменитые твиды и жемчуг. В коллекции Resort 2020 дизайнер уделила много внимания трикотажу, дениму и аксессуарам, без которых сложно представить современный повседневный гардероб. Это дало свои результаты – двухцветные ботильоны с этого шоу уже стали бестселлерами. Модные девушки полюбили их за сочетание эффектного внешнего вида и удобства. После первого же шоу многие критики отметили, что дух Chanel заметно омолодился – одежда стала одновременно ярче и практичнее, но не потеряла фирменной элегантности бренда.
Подобный комментарий лучше всего характеризует задачу, которую поставили перед дизайнером – привлечь новых клиентов, но не потерять при этом давних поклонников. Об этом говорит и актриса Кристен Стюарт, работающая с Chanel уже несколько лет: "Вместо излишней серьезности здесь есть чувство легкости. Нам хочется чувствовать себя свободными. И ее модели позволяют это. Общая тональность ее идей – это непринужденность, в них легко выйти на улицу и двигаться, а не просто красоваться".
Не стала Виар изменять и любви Карла Лагерфельда к сложным тематическим декорациям и постановкам. Так, ради круизной коллекции Гран-Пале превратился в железнодорожную станцию где-то на юге Франции, уже во время кутюрной Недели моды – в библиотеку, а на шоу Chanel весна-лето 2020 гостям предложили "прогуляться" по парижским крышам. Лагерфельду такой полет фантазии точно бы пришелся по вкусу.
Несмотря на то, что за год работы Виржини Виар не дала еще не одного интервью, по ее коллекциям заметно, что ей близок стиль самой Коко Шанель. Например, свою первую коллекцию Chanel Metiers d'Art она назвала Paris-31 rue Cambon в честь улицы, где мадемуазель Шанель открыла свой магазин, а само шоу оформила в духе той самой квартиры с зеркальной лестницей, где жила знаменитая француженка. А вот за поиском вдохновения к коллекции Chanel Couture, которая была показана в Париже в январе, Виар отправилась в Обазин – место, где Габриэль Шанель провела детство в Цистерцианском аббатстве и полюбила тот самый сдержанный стиль.
Этот стиль любит и сама Виар, как и внимательное отношение к деталям. Все годы работы с Лагерфельдом она как раз и отвечала за производство коллекций, поэтому в мельчайших деталях понимает как из эскиза рождается конкретная вещь и как сделать так, чтобы ее рассматривали в деталях, а потом еще и передавали по наследству.