Татьяна Соловей о выставке независимых ювелирных брендов и антикваров GemGenève
Выставка GemGenève придумана инсайдерами для ценителей. Ее идеологи – дилеры антикварных украшений и исключительных камней Ронни Тота и Томас Фарбер – год назад организовали первую выставку на 147 участников. В этом году их было 210. В списке – торговцы антиквариатом с убедительным провенансом, дилеры драгоценных камней и независимые ювелиры, все выбраны за смелость и амбиции развивать мастерство, исключительность в дизайне и материалах – лучшее, из чего складывается индустрия. Даты выставки совпадают с главными Женевскими ювелирными торгами аукционных домов Christie's и Sotheby's – так что выставка автоматически получает правильную аудиторию.
Инсайдеры говорят об уникальной атмосфере семейственности: потомственные антиквары Ронни Тота (совладелец Horovitz & Totah в третьем поколении) и Томас Фарбер (антиквар в четвертом поколении Faerber Collection) выбирали компании по своему образу и подобию – семейные, не входящие в состав больших концернов.
К примеру, ювелирная марка Henn of London – это дизайнерское ответвление компании Henn, которая специализируется на продаже цветных драгоценных камней. Представитель четвертого поколения семьи дизайнер Инго Хен 20 лет создает единичные украшения, в центре которых – крупный выразительный камень в виде тончайшей работы скульптуры. Камни гранят или гравируют в городе Идар-Оберштайн (это один из исторических центров огранки камней в Германии), где расположена штаб-квартира марки, а собирают в его мастерской в Лондоне. Тут же наносят прозрачную витражную эмаль тон-в-тон, свечение которой дополняет богатую палитру оттенков натурального камня. Один из главных объектов Henn of London – подвеска Celestial Lion с аквамарином бразильского месторождения Санта-Мария нежного синего оттенка. Для гравировки камня, добытого в 1930-х (сейчас месторождение уже истощилось), семья Henn призвала своего лучшего мастера. Украшение не продается, но выставляется как пример исключительного мастерства на GemGeneve.
Lotus Arts de Vivre – бизнес семьи из Бангкока, которая работает в индустрии более 40 лет. Для создания своих харизматичных объектов (как интерьерных, так и ювелирных) мастера коллекционируют материалы и крафты всего мира: лак по дереву из Японии, огранка камней из Антверпена, обработка крыльев скарабея из Таиланда. "Наши клиенты не транслируют свою неуверенность при помощи брендовых вещей, которыми принято подтверждать свой статус или богатство. Они выбирают вещи с характером, которые отражают их свободу", – говорит дизайнер Сри фон Бирен.
Единственный на выставке украинский бренд OBERIG в таком окружении выглядит органично. Идея семейственности – одна из сильных сторон бренда. Эстетика OBERIG – славянская символика в ювелирных украшениях. "Мы не предполагали заниматься ювелирным бизнесом. Была задача создать серию украшений, которые бы выставлялись в музеях и представляли украинскую культуру при помощи вещей современного дизайна", – рассказывает идеолог OBERIG Татьяна Кондратюк. Спрос на изделия побудил ее 10 лет назад запустить ювелирный бренд. Сейчас такие украшения покупаются по важному поводу, чтобы после стать повседневным драгоценным талисманом. Для выставки OBERIG приготовили новые украшения, которые развивают мотив первой подвески с ювелирным паве в виде черно-красного цветочного шитья крестиком. Лапидарный браслет-каф, часть которого обнимает запястье, коктейльные кольца, серьги – новые изделия украшает драгоценное пиксельное паве с узнаваемыми геометрическими орнаментами. Узнаваемыми не только украинцами: такие мотивы кажутся близкими разным культурам. В унисон стенд OBERIG украшали вытынанки Дарьи Алешкиной (ее работы использовались в оформлении украинского стенда на Парижском книжном салоне в 2018) – она повторила ключевые славянские символы украшений в белоснежных бумажных панно.
Присутствие на выставке антикваров сообщает мероприятию известную широту обзора. Образцы главных достижений больших или забытых ювелирных Домов могут встретиться в рамках одной витрины. Стиль белых, из платны и бриллиантов, украшений в стиле гирлянда, или цветных рубинов-изумрудов-сапфиров "тутти-фрутти" Cartier; невидимая закрепка в цветочных брошах и серьгах Van Cleef & Arpels, а также сплетенные ювелирными лентами колье; изумительные эмалевые многодельные броши ар-нуво Lalique; выполненные в подражание античности парадные парюры 19 века Castellani; фантастические вещи из титана JAR. Практика (все украшения могут достать на примерку из витрины) подтверждается теорией: на выставке проводятся лекции об истории ювелирных украшений и есть книжный магазин с исключительной подборкой литературы.
Будущее представляют молодые дизайнеры на площадке Designer Vivarium. Ее куратор, историк ювелирного искусства Вивьен Беккер отобрала для участия 11 брендов, которые презентуют современные тенденции в ювелирном дизайне.
"Начинающему дизайнеру нет смысла делать коммерческие украшения. Всегда кто-то сможет сделать дешевле", – считает Николас Леу, основатель бренда Mr. Lieou. У него колоссальный 10-летний опыт в индустрии. В команде Франчески Амфитеатроф в Tiffany & Co. отвечал за украшения высокого ювелирного искусства, до того работал в ювелирном департаменте Louis Vuitton. Кроме высокого жанра, разрабатывал "телевизионные" линейки украшений – тех, что продаются в формате "магазина на диване". В рамках своего бренда Mr. Lieou он находит дизайнерские решения для самых традиционных жанров. Витые длинные с застежкой жемчужиной серьги-медузы можно носить на две стороны, а серьги-орхидеи оснащены механическими лепестками, которые открывают танзанит в 39 карат (в каждой паре).
В некоторых брендах новизна мышления подкреплена современной социальной повесткой. Клеа Хорович, дизайнер бренда Horowicz, работает с титаном, и две броши Le Combattant для выставки сделала в честь всех женщин, которые в той или иной форме каждый день отстаивают свои права. Украшения в виде рыбы с глазами из морганитов или розовых бриллиантов дизайнер предлагает носить на гребне, как заколку, или эполету на плече.
Syz Fireworks – также линейка украшений из титана, в которых чувствуется ирония и фантазия швейцарского ювелира Сюзанны Суз. Этот бренд – что-то вроде ее негласной второй линии, который она развивает с приемной дочерью Изабель. Довольно успешно: в январе бренд был запущен, до выставки сделал транк-шоу с modaoperandi.
Британский ювелир Alexandra Jefford умело реализует геометрию баухауса в цветных камнях. Скульптор по образованию, она не оставляет опытов формотворчества. Особенно хороши ее изломанные квадраты, которые она будто обводит драгоценным металлом или цветным паве. Под каждое украшение делает особенную скульптуру-подставку из мрамора, так что объект становится декором пространства.
Российский бренд Ninotchka специализируется на единичных украшениях из редких камней и часто антикварных материалах (вроде кобальтового стекла, украшенного ручной гравировкой). Работает напрямую с клиентами, и за 6 лет жизни не выставлялся на торговых выставках – кроме как на GemGeneve. Для мероприятия создатели Евгений Глаголев и Тимур Ибрагимов привезли новый сет, посвященный Марии Антуанетте. Он выполнен с фирменным чувством юмора: серьги-гильотины сделаны из дамасской стали с муаровым, театрально-выразительным срезом по краю, а колье-чокер дополнено рубиновыми каплями крови (есть и с голубыми, из сапфиров). Юмор прописан в ДНК бренда. Его название – цитата одноименного голливудского фильма 1939 года. В нем Грета Гарбо сыграла опьяненную миром роскоши советского комиссара, которая меняет униформу на наряд, венчающий шляпа-башмак Эльзы Скиапарелли.
Впрочем, на GemGeneve очевидно, что мысль актуальна до сих пор – драгоценные вещи вдохновляют.