Мода на Грузию: Татьяна Соловей о главных тенденциях Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi
На территории гигантского мемориала "История Грузии", расположенного на высоте в 120 метров, среди восьми 35-метровых колонн с библейскими и мирскими барельефами, дизайнер Ираклия Русадзе устроил показ Situationist осень-зима 2019/2020.

Локация кажется удачной рифмой к амбициям бренда, который с момента основания в 2016 каждый сезон добавляет к своему списку ритейла правильные точки продаж, и конечно – к самой коллекции.
Она – результат размышлений дизайнера со взглядом урбаниста: о постсоветской, времен 1990-х, застройке Тбилиси, которая превратила архитектурный ландшафт в хаос. Тема архитектуры идет одержимым формой и сложной конструкцией коллекциям Situationist. Бренд узнается в деконструкции классической униформы (брючной двойки, тренча или рабочей куртки, в новой коллекции были заметны детали традиционной грузинской одежды вроде мужской чохи), и умелой эстетизации образов пост-советских городских окраин. В сезонной коллекции в хорошем смысле местный акцент придавали свитеры с наивными принтами лошадей, цветов и фрагментов флага, которые для бренда сделала грузинский дизайнер Софо Гонглиашвили.

Тема флага, равно как и потерянного поколения эпохи 90-х, была заявлена в коллекции еще одного молодого бренда Berhasm. Первую коллекцию Technomother украшают принты памятников Родин-Матерей Грузии, Украины и России. Вещи – микс спорта, рейв культуры и стилизации образов 90-х вроде мафиози в кожаном плаще или модников в спортивных костюмах.
В общем контексте эстетика 90-х, которую с брендом Vetements запустил в модный эфир дизайнер грузинского происхождения Демна Гвасалия, уже кажется уходящей эпохой. Однако стилизации и оглядки на не здесь, в Тбилиси, в местном творческом климате стали катализатором любопытного процесса – поиска нового визуального языка для рассказа о современной Грузии. Where do we go now – вопрос, заданный креативным директором Berhasm Бесо Туразашвили и напечатанный на платье коллекции, кажется одним из главных лейтмотивов Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi.
Почему бы и нет. Медийный потенциал моды позволяет визуализировать любую реальность – будь то потерянная Атлантида или страна Грузия с удивительным прошлым и большой надеждой на такое же будущее.

Этот вопрос (больше, чем коллекции-посвящения эстетике #oldceline), сильно интересует и международных гостей. Их внушительное количество организатор Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония привозит на показы в Грузию каждый сезон. Журналисты едут не столько за собственно модой, а общим впечатлением от модной жизни, которая проходит на подиуме официальных показов, а также улицах, ночных клубах и галереях.
Показ Gola Damian был интересен из-за гендерно-нейтральной коллекции и возможности рассмотреть местную прогрессивную молодежь. Модные детки, которые надели все свои лучшие кислотные вещи и пришли поддержать друга, казались частью дизайнерского перфоманса.
"60% имиджевой репутации страны – это мода, и 40% – это Bassiani", – рассказывает Анано Бакрадзе, со-основатель нового книжного концепт-стора They Said Books. (Bassiani – легендарный рейв клуб, ради него специально едут в Тбилиси, а сами основатели были причастны к организации прошлогодней майской "танцующей" акции отстаивания прав и свобод перед зданием парламента Грузии). Анано училась маркетингу в Бирмингеме и Риме, но вернулась в Тбилиси с непременным желанием развивать местную арт-жизнь. Так появился ее проект – открытый в декабре магазин, единственный на постсоветском пространстве представляющий авангардное издательство idea Ltd, с которым Анано когда-нибудь сделает альбом о модной Грузии.

Вопрос о перезагрузке образа страны крайне занимает Нателу Поцхверию. Редактор приложений "Стиль" в ИД "КоммерсантЪ" и профессионал пиар коммуникаций запустила медийный проект Nateli Tbilisi с нетривиальными советами для путешествий по Грузии. Цель – показать страну без шарованных стереотипов.

Во время Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi Натела ведёт показывать новый концепт-стор IERI, который к идее успешного ритейла добавил супермиссию – продвигать культуру Грузии.
IERI расположен в джентрификационном оазисе Тбилиси – территории винзавода, который из заброшенного строения 1896 года превращается в кластер модных ресторанов. Подборка – 16 дизайнеров, вдохновленных Грузией, – на взгляд приезжего отражает местный вкус. Здесь чувствуется и любовь к качественной дорого выглядящей одежде (вроде кожаных комбинезонов и изумительного кроя маскулинных костюмов Ingorokva), и тяга к эксцентрике (чего стоят жакеты и плащи с цветной бахромы на спине в цвете ЛГБТ-флага Georgie Keburia). Конечно, много кожи и чёрного. На отдельном рейле – отшитые в размерной сетке вещи-реконструкции традиционного костюма ателье Samoseli Pirveli, который здесь предлагают миксовать с современными коллекциями.

В вечер открытия, который приурочили к показам Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi, Инстаграм эфир был переполнен сториз с открытия. Грузинские ряженые отводили гостей вовнутрь, на улице ансамбль Tedasi Теи Дарчия, бывшей солистки знаменитого национального балета "Сухишвили", исполнял национальные танцы с современными элементами, медийные проекции из букв алфавита художника-каллиграфиста Шота Саганелидзе проецировались на стену под аккомпанемент фисгармонии в электронной обработке. Сплав модного контекста и местной культуры оказались идеальной формулой для сторителинга.