До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Татьяна Соловей о выставке в ювелирном музее Виченцы

В ювелирном музее Виченцы до 2020 года открыта выставка редких украшений. На ней побывала Татьяна Соловей.

Тиара из железа со стальными камеями датирована 1820-м, но кажется экспериментом в духе Маржелы. Все дело в эффектном контрасте бедных материалов и филигранной работы. Головной убор Принцессы Марианны Прусской был изготовлен в 1820-м в разгар Наполеоновских войн. Она предложила состоятельным женщинам помочь стране – пожертвовать фамильное золото в пользу армии – и подала пример. Чтобы поощрить процесс обмена, взамен патриоткам выдавались украшения из железа с гравировкой "Я отдала золото за железо" или "В обмен на благосостояние Отечества". Украшения аккумулировали память в металле. Традиция продлилась до 20 века: во время Первой Мировой женщины, которые помогали фронту, носили кольца с аналогичными гравировками.

Реклама
Тиара Марианны Прусской, 1820

Открытый в 2014 Museo del Gioiello в Виченце – редкий тип музея, посвященного украшениям. В экспозиции можно увидеть много вещей редких и культовых. В таком количестве даже профильным журналистам светит встретить их скорее в альбомах, нежели в живом собрании. Патриотические броши Cartier, выпущенные к захвату и освобождению Франции, титановые серьги-цветы JAR, гигантский браслет художницы Луизы Буржуа, кардинальские перстни с огромным аметистом – наряду с украшениями высокого классицизма, ар-нуво, ар-деко и племенных украшений со всего мира.

<b>ЮвелирныйМузей_2</b>

В Виченце, где минимум 10% жителей задействовано в ювелирной отрасли, такому музею самое место. В археологических раскопках на территории города находились фибулы из бронзы с датой производства до н.э., первые гильдии золотарей появились в 1339-м. Музей расквартирован в палладианской базилике, которая находится на центральной площади города в "золотом квартале". На нижних этажах здания до сих пор расположены магазины местных мастеров, чьи украшения встречаются в основной экспозиции. Открытие Музея финансировала Italian Exhibition Group – устроитель профильной ювелирной выставки Vicenzaoro, который дальновидно инвестируют в имидж негласной ювелирной столицы Италии и ожидают очередного ювелирного Ренессанса. Недавний случился в 1970-х – тогда союз машинного и ручного производства дал потрясающие результаты. Здесь до сих пор производятся лучшие ювелирные цепи, и размешают свои заказы компании от Gucci до Hermès.

<b>ЮвелирныйМузей_3</b>

Ювелирным парадом в Музее командует Альба Капельери – профессор, преподаватель курса ювелирного дизайна в Миланском техническом университете, куратор и автор нескольких книг об украшениях. Альба декларирует, что в драгоценностях ее более всего интересует "дух времени". "В прошлом у всех украшений была функция – у пуговиц, запонок, фибул, пряжек и клипсов. Со временем они стали рассматриваться как бесполезные, но роскошные объекты с декоративной функцией", – говорит Альба. В эпоху Инстаграм-увлеченности, когда об украшениях судят по внешнему виду, она не устает напоминать о забытых системах координат – к примеру, символьной или магической. Смотреть на украшения ее глазами – чистое удовольствие: это исторический детектив, пособие хорошего вкуса и краткий обзор эволюции мастерства. Альба считает, что украшения всегда принадлежали части реальности, которую нужно расшифровывать – чем она занимается в своих выставочных и книжных проектах. Сами выставки, которые открываются каждые два года, она по-книжному называет "Изданиями" -editions. Сейчас идет третья, в ней задействованы 310 украшений, экспозиция будет работать до конца 2020.

<b>ЮвелирныйМузей_4</b>

Один из любимых объектов Альбы Капельери, который выдержал три переиздания – корона из расположенной на близлежащем холме церкви Святой Марии Монте Берико, покровительницы Виченцы. Корона – дело рук мастера Анжело Марангони, одного из первых ювелиров Венеции (мастерская открыла двери в 1770), гравировку и закрепку камней доверили местным – ателье Michelon e FIgli (их магазин расположен на нижнем этаже базилики). К ней полагается пектораль. Это ассамбляж колец, цепочек, крестов и серег – даров короне от щедрых прихожан, один из объектов – перстень с аметистом (камнем-защитником католической церкви) Папы Льва XIII. Эта пектораль – самая высокая нота метафоры, которую только можно взять: по образцу парадного колье собрана драгоценность для религиозного поклонения. Идеальный пример, как здесь привыкли смотреть на украшения.

<b>ЮвелирныйМузей_5</b>

Экспозиция музея разделена на девять тематических комнат, отданных на откуп разным кураторам. Есть Символы, Магия, Функция, Красота, Искусство, Мода, Дизайн, Иконы и Будущее – у посетителей есть возможность менять оптику и масштаб исторического охвата. Чичи Мерони, дизайнер и владельца миланского бутика винтажа L’Arabesque, в разделе "Мода" предлагает ввести два новых вида искусств – моду и дизайн. Эксцентричная аристократка, миланезе в шестом поколении, годится на роль их музы. Для иллюстрации архитектуры она взяла разноцветные пластиковые объекты итальянской дизайн-группы Мемфис, танца – броши с фигурками балерин. Моду представляют костюмная бижутерия 50-70-х из ее собственной коллекции – пестрого и очень итальянского собрания. Иная коллекция встречает в разделе "Красоты". Куратор Патриция ди Корробия открыла свою ювелирную шкатулку и показала, как можно легко и непринужденно относиться к драгоценностям даже неприлично ценным вроде клипсов JAR, веселых брошей в виде фигурок животных Van Cleef & Arpels, Tiffany и Cartier 50-х, объемных и броских вещей Bulgari времен "дольче виты". Идея куратора об игре прекрасна, но куда интереснее рассматривать всю выборку – она выглядит идеальным собранием семьи, где хороший вкус бабушки передают внучкам вместе с фамильными перстнями.

<b>ЮвелирныйМузей_6</b>

В Музее часто можно встретить школьников. Ювелирные украшения – это часть здешнего краеведения. Подростков интересуют вещи неожиданные, какие можно встретить в разделе "Искусство". Украшения сложены по заветам Марселя Дюшама: кораблики из фольги надеваются на золотую нитку и становятся колье, трехмерная композиция из цветных плоскостей составляет кольцо, металлическая скульптора в виде торса – брошью. Все они – из коллекции Мари-Жозе ван дер Хут, владелицы голландской галереи Galerie Marzee и одной из впечатляющих европейских собраний современного ювелирного искусства.

<b>ЮвелирныйМузей_7</b>

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.