Как создавались костюмы для оперы "Вишиваний. Король України"
В Харькове осенью будет представлен проект "Вишиваний. Король України". Накануне премьеры, которая запланирована на 1—2 октября 2021 в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко/Восток OPERA (дата уточняется), Vogue.ua побывал за кулисами мастерской художницы-постановщицы Олеси Головач.
В соответствии с грандиозным замыслом режиссера Ростислава Держипильского, известного экспериментатора, генерального директора и художественного руководителя Ивано-Франковского национального академического драматического театра им. Ивана Франко, уже изготовлены метафорические многоярусные сценические конструкции, декорации и более трехсот костюмов. А материализовала смелые идеи, создавая атмосферу спектакля между двумя мировыми войнами XX века, а также нескольких послевоенных, очень драматических лет, художница-постановщица Олеся Головач.
"Ростислав Держипильский предложил поработать с замечательными талантливыми профессионалами. Кто же от такого откажется! — улыбается Олеся. — Совместное творчество с такой мощной командой — большая радость. С Держипильским и Ольгой Семешкиной (главный балетмейстер Национального академического драматического театра им. Ивана Франко. — Ред.) мы уже поставили несколько драматических спектаклей, поэтому знала, чего ожидать от такой „банды"! (Улыбается.) К тому же опера как синтетический жанр — это бесконечный источник вдохновения, и, как оказалось, особенно, если либретто — авторства Жадана, а музыка — Загайкевич".
Создание костюмов для оперы — очень важный этап, ведь наряды актеров на сцене должны отражать характеры героев, передавать определенное настроение действа, влюбить не только украинскую публику, но и зарубежную. Олесиной целью было ненавязчиво подать украинский колорит именно в европейском контексте, потому что это "диктует" образ благородного главного героя. Художница тщательно работала над костюмами для каждого персонажа. Однако особенно колдовала над образом эрцгерцога.
"В фигуре Вышиваного меня прежде всего поразила сила: сила воли, сила любви, сила правды. На фото мы видим худощавого, с тонкой костью, но несокрушимой волей человека. Несмотря ни на что он сохранил огромную любовь к неизвестной стране и неизвестному народу. Также поражает сила правды, его порядочность и то, как он держит себя с достоинством, переживая самые тяжелые дни своей жизни. Все это вызывает не просто уважение и восхищение, для меня лично история Вышиваного стала своеобразным компасом и „дорожной картой", маркером для проверки себя".
Чтобы лучше ощутить исторический контекст, художница обращалась к различным источникам: книгам, изучала фотоархив и историю костюма того периода. Оттуда позаимствовала силуэты и общие детали одежды, добавила современный крой, декор и материалы: трикотаж с люрексом, ткани с напылением серебра. Придала большей выразительности элементами стимпанка. Всего на пошив костюмов для оперы "Вишиваний. Король України" заказали два (!) километра ткани. "Но прежде всего воспроизводили атмосферу эпохи, нескольких эпох, в которых разворачивается действие, — рассказывает Олеся. — Мне помогло либретто Жадана. Там все прописано так тонко, чувственно"
В ответ на вопрос о том, что особенно восхищало и какие вызовы стояли перед ней как главной художницей оперы, Олеся Головач сказала: "Пленила музыка композитора Аллы Загайкевич. Это стало для меня открытием новой прекрасной планеты. А вызовов было много. Самым сложным, пожалуй, оказался масштаб запланированного действа, когда нужно было придумать, как его совместить с нашими сегодняшними реалиями. Но, несмотря на сложность задач, я наслаждаюсь процессом. Очень благодарна за возможность работать над таким проектом, потому что такой шанс выпадает раз в жизни, если вообще выпадает".