5 главных театральных премьер этой зимы
Париж, Рига, Берлин, Варшава – ваш маршрут, если вы стремитесь увидеть главные театральные премьеры этой зимы.
Кшиштоф Варликовский возглавляет главный польский театр – Новый театр в Варшаве – и ставит спектакли по всей Европе. В 1983 году, в возрасте 20 лет, Кшиштоф уехал в Париж, где изучал в Сорбонне философию и французскую литературу, и теперь практически каждым спектаклем доказывает: не зря. Его постановки, будь то безжалостно препарирующие сознание наркоманов "Очищенные" Сары Кейн, дотошно воссоздающие гомосексуальную среду Нью-Йорка "Ангелы в Америке" Тони Кушнера или грандиозная, основанная на античных мифах и саднящих фактах польской истории "(А)полония", всегда апеллируют к интеллекту и совести зрителя. . Не случайно его любимым автором является Шекспир — Варликовский поставил 13 пьес великого британского барда, некоторые дважды. Любопытно, что свои идеи и стилистические приемы режиссер успешно применяет в таком консервативном жанре, как опера. До 11 декабря в парижской Опера Бастилии почти каждый день дают его "Дона Карлоса" – сложную четырехчасовую оперу, главную партию в которой исполняет Ильдар Абдразаков – солист Ла Скала и Метрополитен-оперы. Тем временем сам режиссер в этот момент будет находиться в театре по соседству – Опера Гарнье, где он ставит "Замок герцога Синяя Борода" Бартока.
Несмотря на то, что в театр Томас Остермайер впервые попал в 19 лет, он с детства бредил сценой, устраивая с братом домашние спектакли. Он прирожденный лидер, отрицающий любые моральные, социальные и сексуальные табу. Его спектакли, как правило, остро политичны. Не случайно Остермайер неоднократно выступал первооткрывателем ершистых и брутальных произведений "новой драмы", работая с эпатажными текстами британцев Марка Равенхилла и Сары Кейн и своего соотечественника Мариуса фон Майенбурга. В то же время этот режиссер невероятно смело обращается с классическими произведениями, не просто дерзко осовременивая их, но и находя в старых историях новые смыслы. Его ибсеновские ("Нора", "Враг народа", "Гедда Габлер") и шекспировские ("Гамлет", "Отелло", "Ричард III") постановки признаны образцовыми прочтениями классики в XXI веке. В новом спектакле "Возвращение в Реймс", поставленном по автобиографической книге французского социолога Дидье Эрибона, Томас Остермайер наверняка проявит свои лучшие качества — образное мышление, гражданский темперамент и умение дисциплинировать актеров, которых в театре "Шаубюне" отличает потрясающий синтез бешеной энергии и утонченного интеллекта.
Еще будучи студентом актерского отделения Латвийской консерватории, Херманис стал популярен на родине, благодаря главной роли в фильме "Фотография с женщиной и диким кабаном" и участию в качестве модели на фешн-показах. В конце 80-х уехал в Нью-Йорк, но через пару лет вернулся в Ригу, стал сотрудничать с только что открывшимся Новым Рижским театром, а вскоре возглавил его. Трудно назвать европейский фестиваль, где не показывал свои спектакли этот режиссер.
Сейчас кабинет Алвиса Херманиса похож на стандартный европейский офис, а раньше он располагался в крохотной двухкомнатной квартире, набитой, на первый взгляд, всевозможной рухлядью. Эти вещи, собранные в чуланах и на антресолях рижских коммуналок, часто служили реквизитом для спектаклей режиссера и путешествовали с его театром по всему миру. Из них состояла декорация одного из самых знаменитых спектаклей Херманиса "Долгая жизнь", где пятеро актеров за полтора часа показывали день из жизни одиноких стариков. Театр, который создает 52-летний рижанин, можно назвать антропологическим. А два года Херманис назад втянул в художественную авантюру одного из самых знаменитых уроженцев Риги — танцовщика Михаила Барышникова. Спектакль, где великий артист танцует свою биографию и читает стихи своего друга Иосифа Бродского, вызвал невиданный ажиотаж. Теперь его чаще можно увидеть на фестивалях, в скором времени — в США. А сам Херманис тем временем возобновил одну из своих первых постановок — пряную, эстетскую "Маркизу де Сад" Юкио Мисимы, антологию женских характеров, коллекцию затейливых нарядов, поз и ужимок.
После смерти легендарной Пины Бауш престол королевы немецкого танцтеатра безоговорочно отдан Саше Вальц. Каждый ее новый спектакль моментально становится сенсацией. При этом последовательницей Бауш она себя не считает, проповедуя культ техники, а не личности на сцене. Стиль Саши Вальц в огромной мере базируются на экстремальных испытаниях человеческого тела. В ее спектаклях это тело часто превращается в едва ли не биологическую субстанцию, принимая невозможные положения, демонстрируя мельчайшие, вплоть до интимных, детали анатомии. Это тело заставляют карабкаться по вертикалям, извиваться в конвульсиях, маяться от одиночества. В процессе работы над своим последним спектаклем "Kreatur" Саша Вальц и четырнадцать руководимых ее артистов искали источники творческой энергии в самых неожиданных местах, в частности, в берлинской тюрьме "Штази". Музыкальную концепцию спектакля разработало трио немецких электронщиков Soundwalk Collective, а костюмы создала голландский дизайнер Ирис ван Херпен, известная своим сотрудничеством с Леди Гагой и Бьорк.
Поляк Кристиан Люпа – один из патриархов современной европейской режиссуры. Прежде чем заняться театром, Люпа успел окончить два курса физического факультета, получить диплом художника-графика в Краковской академии изящных искусств и поучиться кинорежиссуре. Эти знания пригодились ему в будущем: Люпа часто самостоятельно оформляет свои спектакли, а их структура обычно математически выверена. Он владеет редким даром романного мышления, потому часто ставит прозу – Ницше, Броха, Достоевского и особо любимого им Томаса Бернхарда. Кристиан делает тягучие и вязкие, как смола, спектакли, иные из которых – например, "Мастер и Маргарита" по Михаилу Булгакову – длятся до девяти часов. Возможно, в Европе сегодня нет второго режиссера, умеющего так филигранно плести психологическое кружево и исследовать потаенные мотивы поведения персонажа. Прямо сейчас режиссер репетирует "Процесс" по роману Франца Кафки в Новом театре Варшавы – и говорит, что шел к этому спектаклю всю жизнь.
Текст: Сергей Васильев
Читайте также: