КУПИТИ КВИТКИ

Не зная преград: паралимпийская чемпионка Лидия Соловьева

Лидия Соловьева, 43 года, пауэрлифтинг, заслуженный мастер спорта, трехкратная чемпионка и двукратный призер Паралимпиад в Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне и Рио-де-Жанейро.

На Лидии: Хлопковое платье, KSENIASCHNAIDER; кожаный пояс, CHLOÉ; кроссовки, хлопковые носки, все — собственность героини

"За одну тренировку мы перетаскиваем пять тонн железа", — говорит Лидия Соловьева — энергичная, дерзкая, живая. Ей 43, за плечами — шесть Паралимпиад и коллекция медалей: три золотые, серебряная и бронзовая. Вот только из Токио спортсменка наград не привезла. Она мечтала завершить карьеру триумфально, но сложилось иначе; давая потом интервью, сильная Лида расплакалась: она считала, что уйти из спорта достойно можно лишь с победой. Вспоминая последнюю Паралимпиаду, до сих пор не может сдержать слез. Говорит, пережить поражение ей помог только тренер, Александр Алферов. И неожиданно обрушившаяся волна поддержки и любви незнакомых людей со всей страны.

Реклама.

"Это была самая трудная из шести Паралимпиад", – говорит Лидия. Главная сложность в подготовке к Токио 2020 была у нее та же, что и у всех спортсменов, – сбой графика и перенос стартов в связи с пандемией. "Мы рассчитывали свою подготовку на четыре года, а оказалось, что еще целый год придется удерживать результат. Но мы как роботы: сказали держаться – мы держались". Пока залы были закрыты, Лида пыталась тренироваться хоть как-то, чтобы не потерять форму. "Мы не молодеем, – объясняет 43-летняя Лидия. – Хоть и опыта уже достаточно, но, видно, силы организма уже не те".

После Токио она была готова закончить карьеру. Но что-то ее остановило. "Я никогда не думала, что люди так относятся к спортсменам, – говорит она. – Я всегда была пофигисткой, но тут была колоссальная поддержка. Если бы не она, я бы с вами здесь не сидела. Я бы ушла", – говорит она и срывается в слезы. Я даже не решаюсь спросить, ушла бы из паралимпийского спорта, из профессионального спорта или из спорта вообще, – такое отчаяние слышно в ее голосе. Она читала все комментарии в соцсетях – и не верила глазам. И все же, если бы не тренер, ее бы ничто не остановило. "Он в меня поверил и говорит: "Мы всем еще покажем!" – говорит боевая Лида.

В пауэрлифтинг спортсменка пришла поздно, в 19 лет. В швейном училище, где бунтарка Соловьева училась (и, судя по всему, мучилась), с успеваемостью не складывалось. Как-то училищу понадобилось представить команду для участия в соревнованиях по тяжелой атлетике. Предложили участвовать Лиде. Та не растерялась, хоть до того штангу в глаза не видела: "Только вы мне закроете годовые оценки. И учтите, тройки меня не устраивают — мне без стипендии никак". В тот момент Лида выторговала себе не только оценки, но и новую судьбу.

Ее тут же заметили — и стали прицельно готовить к чемпионату Европы. А уже через три года она стояла на пьедестале XIV летних Паралимпийских игр в Сиднее — серебро досталось ей. Но даже тогда масштаба собственной победы не осознавала. Оживилась, только когда ей сказали, что за паралимпийскую медаль полагается вознаграждение. "Мне нужна была квартира", — вскользь упоминает она. Мать оставила ее в роддоме, Лида жила в интернате для людей с инвалидностью, и ее главной мечтой были не рекорды и медали, а собственное жилье. Так, ведомая исключительно практическими соображениями, Соловьева вошла в число паралимпийцев-легенд.

Лида – заводила от природы. Ей интересно все, что происходит вокруг, она способна рассмешить и очаровать любого. На вопрос, как она справляется с нагрузками, беззаботно машет рукой: "Любой спорт изнурительный, возьмите хотя бы шашки". Конечно, с пауэрлифтингом мало что сравнится по энергозатратности. Ежедневные тренировки по два часа в день; на сборах – и того чаще. Нагрузки чередуются: сегодня – жимовая, завтра – общая физическая подготовка, направленная на восстановление. У параатлетов – такая особенность, длинное восстановление. "Мне повезло, я восстанавливаюсь быстро, как молодые спортсмены. А некоторым надо больше времени".

Мы обсуждаем, чего в Украине не хватает для людей с инвалидностью. Лида рассказывает душераздирающую историю, как тренер Руслан Максимов, у которого занимается героиня нашей съемки Анастасия Москаленко, хотел отправить еще одну свою подопечную, чемпионку Зою Овсий, отдохнуть в санаторий после Токио. Обзвонили всю Украину. Ни один санаторий не принимает людей, которые передвигаются на колесном кресле: нет доступа ни в ванную, ни в ресторан. "Сколько я была за границей, – доступ есть везде, а у нас он ограничен, – сокрушается Лида. – Поставил какой-то *** пандус для галочки – и радуется. Хотелось бы мне сказать этому ***, чтоб он посадил свою маму 80 лет на колесное кресло. И провез с ветерком по этому *** пандусу".

Впрочем, Лида настроена как боец: говорит, что благодаря спорту у нее есть практически все. "Не могу жаловаться, – говорит она, – у меня достойная зарплата, достойная пенсия, я заработала пожизненную стипендию. Спорт дал мне все, я выжала из него все по максимуму".

Она не намерена становиться тренером: "Да я их всех поубиваю! И пирожки в тюрьму никто не принесет. Я люблю детей на расстоянии. Это очень тяжелый труд, знаю это и по своему тренеру, и по другим". Не мечтает о доме: "Это надо землю любить"; не собирается заводить собаку: "Собаку надо выгуливать, а мне и кошки хватит". Но глаза загораются, когда вспоминает о грядущем чемпионате мира. Похоже, Лида готовится к новому реваншу над судьбой.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.