Ната Жижченко и Леся Патока – о том, как создавались костюмы для клипа ZENIT
9 декабря группа ONUKA представила настоящую предпраздничную мистерию – видео на песню ZENIT. За несколько часов видео набрало 35 тысяч просмотров на Youtube. Клип, который снял Евгений Филатов, полон сказочных персонажей: в невероятных этнических костюмах герои танцуют, играют на трембитах и цимбалах и воспевают красоту природы. Костюмы придумала художник Леся Патока. В основе идеи – принцип разумного потребления: все костюмы сделаны из переработанных вещей из киевских секонд-хендов.
Клип и костюмы группа презентовала в виде праздничного вертепа на "Кураж Базаре" вместе с Малым театром. 5 масок главных героев клипа ушли с молотка благотворительном аукционе. О том, как создавались костюмы, Vogue.ua рассказали лидер ONUKA Ната Жижченко и художница Леся Патока.
Мы стремились показать аутентичные образы, которые переживают новую жизнь. Именно поэтому их основой стали вещи, которые уже были в употреблении. Они носились кем-то, когда-то, где-то, людьми из разных стран и имеют свою историю. Мне кажется, что это также перекликается с основной идеей нашего видео – космополитичностью. Вот такое сочетание: аутентичность и космополитизм.
Двигаться и танцевать в костюмах было очень непросто: они тяжелые и объемные. К тому же, нам как всегда "повезло" с погодой. Мы снимали в начале октября, и это, наверное, был чуть ли не единственный день, когда ночью было минус пять, поэтому на съемочной площадке было очень холодно. Но мы привыкли, что съемки никогда не проходят легко. Также сложность была в том, что костюмы не планировались как лаконичные и удобны. Их собирали из разных объектов, перешивали и перерабатывали с частиц, найденных на секонд-хенде, что сделало их их практически нетранспортабельным. На самом деле, мои образы были относительно удобными. Наиболее сложным был, наверное, костюм танцора.
Мне нравится идея переработки материалов. Кроме того, эти образы созданы лишь на один раз: это не концертные костюмы и не наряды для "выхода в свет". Не вижу смысла покупать новые материалы. Во-вторых, нас привлек богатый выбор текстур, тканей, отделочных мелочей, которые можно находишь на секондах. Все это – уникальные вещи, их не встретишь в магазинах тканей, а это исключает возможность повторения. В-третьих, человечество и так потребляет больше, чем ему нужно. Возможно, мы станем примером того, что для создания нового можно и нужно использовать вещи из вторсырья.
Времени было мало. Хотелось бы поработать дольше, кропотливее, но мы всегда ограничены сроками, таймингом, финальными утверждениями. В итоге на создание всех героев у нас было меньше недели. Основную массу материалов мы закупали на столичных секонд-хендах, на это ушло два дня. Мы с командой купили более двенадцати мешков вторсырья. Среди них искусственный мех, этно-кардиганы, текстурные белые свитера для птиц, куртки и плащи с разными текстурами для самураев. Например, красное платье Наты в первом образе было пошито из четырех гардин и декорировано краем покрывала. Мне оно напомнило макраме, очень вдохновило. Во втором образе серо-черные полоски с этно-элементами – это фрагменты огромных декоративных наволочек на подушки. Также мы работали с мастером по проволоке, которая создавала "черепа" птиц, и формы для буйволов. Для козы мы использовали технику "папье-маше". Это если вкратце, потому что перечислить все материалы и техники, которые мы задействовали, – практически нереально.
Из всех образов самым сложным элементом для меня была маска трембиты. А еще головные уборы Наты, –фантастически кропотливая работа. Для их создания мы разобрали семь килограммов сережек и украшений, а потом из этих частей заново собрали все в эти нереальные композиции. К слову, каждый головой убор весил порядка трех килограммов. Основ под костюмы у нас не было. Все, что вы видите в клипе, мы перекроили из вторсырья и задекорировали. Например, основа пальто для танцора оказалась слишком короткой, и мы его доделали, и уже потом поверху приклеили тонны лапши из трикотажной ткани, предварительно нарезав ее из худи, свитшотов, кардиналов и футболок. Только на танцора у нас ушло два мешка материалов. Птицы, как и рыбы, создавались из различных текстур, в основе – более пятнадцати разных вещей. Костюмы асимметричны, можно сказать, что в их создании использовалась техника пэчворк, ведь все эти маленькие кусочки были искусно соединены моим закройщиком воедино. На костюм самурая ушло море плащей и курток. Преимущественно это искусственная кожа.
Фото: Андрей Максимов