Певица Марьяна Головко — об опере IYOV, своей "полубогемной" семье и мечте исполнить музыку Сильвестрова
Марьяна Головко, солистка опер "GAZ" и "IYOV" , одна из самых ярких джазовых певиц Украины, признается: ей понадобилось больше пяти лет, чтобы признать, что мультижанровость – это ее сила. О знакомстве с режиссером Владом Троицким, "полубогемной" семье и сольном проекте SUOK Марьяна рассказала vogue.ua.
Марьяна ГоловкоВ начале ноября мы пригласили Марьяну Головко выступить на афтепати нашей конференции Vogue UA Conference. Формально вечер, концепцию которого придумал пианист Фима Чупахин вместе с командой Vogue, был посвящен соул-музыке, но трек-лист Марьяны Головко был неожиданным. Она исполнила композицию "Send In the Clowns" из мюзикла Стивена Сондхайма "Маленькая серенада" 1970-х и арию "Nessun dorma" из оперы Пуччини "Турандот". Сказать, что это было блестяще – не сказать ничего: до мурашек, до слез. В этом вся Марьяна. Не знает границ в жанрах и неутомимо экспериментирует, она щедрая и харизматичная певица, отдает себя музыке без остатка, легко переходя от джаза к теноровой партии Пуччини. Марьяна способна переложить на музыку сонет Шекспира (именно это она сделала для оперы "Кориолан" в 2015 году), спеть поэзию Бродского или предложить режиссеру: "А давайте введем в спектакль ирландскую народную песню XVIII века" – и исполнить ее так, что зрители на премьере будут вытирать слезы.
Марьяна на афтепати Vogue UA ConferenceПри этом Марьяна признается: свою универсальность признала не сразу. "У каждого артиста должно быть "лицо", своя особенность. Раньше от своей я бегала, а сейчас приняла: я мультижанровый артист. Я поняла, что не стоит этого стесняться. Раньше часто слышала: Марьяна, определись, кто ты, так нельзя. Как это нельзя? Можно! Оперные певицы поют в Белом доме джазовые стандарты, джазовые вокалистки выходят на сцену Метрополитен-опера. Голос – инструмент, ты можешь творить с ним чудеса".
Мы встречаемся с Марьяной в обед в баре отеля 11 Mirrors в двух шагах от Национальной оперы. Марьяна заказывает "бодрящий зеленый чай". Говорит: "Прочла, что кофе забивает сосуды, и теперь считаю чашки. Вообще я не из зожниц, но к 36 годам начала обращать внимание на эти вещи". Я впервые увидела Марьяну пять лет назад в маленьком уютном помещении театра "ДАХ", где Влад Троицкий репетировал оперу "Кориолан". Ту сцену помню до сих пор: Марьяна распевалась, а актер Антон Литвинов на фоне ее "песни" речитативом читал монолог Кориолана. С "Кориолана", по сути, началась большая карьера Марьяны Головко в качестве оперной певицы.
"Я пришла в музыку совсем из другой тусовки (Марьяна работала в инвестиционной компании — прим.авт.) и о театре "ДАХ" знала поверхностно. У меня не было друзей-музыкантов, я вошла в новый мир, и на меня смотрели с опаской: ты кто, из Нархоза? Ты что, петь собралась? Ха-ха", – вспоминает Марьяна. В музыкальной школе, где Марьяна преподавала вокал детям, познакомилась с пианисткой Юлией Ваш. "В какой-то момент позвонила Юля: Марьяна, есть проект, опера Влада Троицкого". Я тогда не поняла, о чем речь. "Нам нужно многогранное сопрано, и я подумала о тебе. Хочешь попробовать?" – спросила Юля. "У меня екнуло: наконец-то академическая среда, моя природа! Я-то никогда не была в "ДАХе" и не знала, что этот театр не имеет никакого отношения к академическому искусству".

Марьяна со смехом вспоминает, что накануне очень волновалась, поэтому хорошо подготовилась ко встрече, проштудировав в интернете все про Влада. "Я человек из финансовой среды. Там принято перед тем, как идешь на собеседование, все прочесть о человеке. Более того, я и внешне подготовилась: надела платье, шпильки. Уже по дороге поняла, что это все не то, и прямо в переходе на Лыбедской купила кеды за 200 гривен. Там же переобулась и пришла в театр". Марьяна так живописно рассказывает эту историю, что я вижу ее, как в кино – надеюсь, она войдет в биографию артистки, которую когда-нибудь обязательно напишут.
При встрече Влад Троицкий в своей прямолинейной манере спросил Марьяну: "А что ты можешь?" "Я не самый смелый человек и не умею себя рекламировать, – вспоминает судьбоносную, без преувеличения, встречу Марьяна. – Но тут я решилась и ответила: а что бы вам хотелось? "Народное можешь?" – "Могу". Следом появились и академические партии и даже мною предложенные авторские композиции. И меня понесло. Я попала в свою среду — где тебя принимают, где на тебя не смотрят оценочно. До этого я часто ездила на вокальные конкурсы, но там жесткая атмосфера, в академической среде все видят в тебе конкурента. А в "ДАХе" было тепло, как в кругу друзей".

В интервью Марьяна то и дело говорит об атмосфере и о том, как важно ей, чтобы ее понимали и слышали. Это не формальность и не пустые слова: чуткая, эмоциональная Марьяна признается, что в ее мировоззрении человек – во главе всего. "Я из редких артистов – для меня человек важнее искусства. Я никогда не ставлю искусство выше человека. Human to human — мой девиз. Я с уважением отношусь к людям, которые жертвуют собой ради искусства или карьеры, но мне сложно примерить это на себя. Если человек заболел, я считаю, надо отменить спектакль – а многие считают, что нужно выходить на сцену больным, умирать на сцене. В современном мире мы редко прислушиваемся к друг другу, редко друг друга слышим. В Nova opera у нас все не так: все коллеги очень необычные и чуткие".

Музыкальная формация Nova Opera родилась пять лет назад с той самой оперы "Кориолан". Ее "отец-основатель", шутит Марьяна, – Влад Троицкий, человек, благодаря которому существуют группы "ДахаБраха" и Dakh Daughters. "Уникальный талант Влада – собирать людей. Как бы мы иначе встретились, если бы не Влад? Собрать таких разных людей в одном пространстве, бросить им "волшебную пыль" и вдохновить творить вместе – разве не чудо?"
Именно Троицкий привлек к проекту композиторов Илью Разумейко и Романа Григорьева, для которых эта работа стала дебютом в современной неакадемической опере. За пять лет в репертуаре коллектива появились оперы "Ковчег", "Вавилон", GAS, "Воцек" на стихи Издрика, "Аэрофония" и самый нашумевший проект – опера-реквием "IYOV", написанный на основе библейской книги Иова. Оперу "IYOV" для препарированного рояля уже успели показать по всему миру, от Парижа до Нью-Йорка; американское издание Theater Now признало "IYOV" одной из десяти лучших опер 2019 года.
Марьяна Головко поет ключевую партию, а мировой успех объясняет двумя факторами – уникальной украинской мелодикой и новаторством в режиссуре. "Европа, которая уже "съела и выплюнула" авангардный театр, соскучилась за таким искусством. В "IYOV" есть гармония, украинский мелос. Например, в части "Сон Иова" много украинской этники, это мелодизм "из земли", его невозможно не заметить. Невозможно не заметить и нерв, который дали ему авторы, композиторы Роман Григорив и Илья Разумейко. Также успех связан и с библейской темой. Книга Иова – самый старый и самый сложный библейский текст и один из самых глубоких текстов в мире вообще. Ну и новаторство, конечно. Оно заключается не в препарированном рояле, это еще Джон Кейдж придумал. Новаторство в том, что под обложкой современного искусства находится абсолютно чистый, классический реквием".
Современная опера – лишь одна из многочисленных музыкальный страстей Марьяны. В этом году в Софии Киевской она исполнила оперу "Безмежний острів" украинского композитора Виктории Полевой ("Это небожительская музыка") и теперь признается, что загорелась музыкой барокко. Хочет исполнить Доуланда, Персела. Кроме этого, давно мечтает спеть цикл Валентина Сильвестрова: "Я выросла на Русановке: я жила на шестом этаже, а Сильвестров на пятом. Тонкие связи этого города! Я чувствую, наступит время, и Сильвестров в моей программе появится". Собирается с большим джазовым концертом в Вашингтон.
А самое главное вот что: Марьяна работает сразу над двумя альбомами для своего сольного проекта Suok. Название для него Марьяна позаимствовала из сказки "Три толстяка" Юрия Олеши: так звали девушку-циркачку, которая повела за собой революцию. "Я с большим уважением отношусь к смелости этой маленькой девочки Суок. И дело вообще не в революции, а в ее отваге", — говорит Марьяна. Основа Suok — джаз, фанк, соул и пронзительная поэзия самой певицы. "Эта музыка – мой манифест за чистоту, правду, за чистую слезу музыки. Я желаю каждому в этой стране, чтобы он мог создавать ту музыку, которую хочет. Наконец у меня появилась такая возможность – финансовые ресурсы, люди, музыканты".
В беседе Марьяна то и дело говорит о семье – и особенно об отце. Свою семью Марьяна называет "полубогемной", а на мой удивленный вопрос "Как это?" отвечает: "Моя тетя — режиссер, мой дядя —переводчик. Папа — бывший барабанщик, ставший финансистом, мама — библиотекарь. Я с детства слушала музыку, полюбила театр, но росла не так, как дети актеров или режиссеров, когда дом полон богемных людей – нет, всего было в меру". Наверное, от этого и в самой Марьяне всего в меру: до музыкальной карьеры девушка сделала вполне приличную карьеру в инвестиционном бизнесе, а тот образ жизни в одном из интервью Марьяна в шутку описала как "все как у всех: машина в кредит, абонемент в спортзал на год".
Мы прощаемся. На фоне в баре играет джаз. "Какой здесь чудесный плейлист", – восклицает Марьяна и спешит на репетицию.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Мария Павлюк