1+1=3: Маартен Деволдере и Йинте Депре о возрождении Balthazar
17 сентября бельгийская группа Balthazar возвращается в Украину с презентацией новой пластинки Fever, которая стала первым релизом после четырехлетней паузы. В преддверии концерта в Киеве Йинте и Маартен рассказали Vogue UA о необходимом перерыве, о том, как изменилась группа и как поменялись они сами.
Бельгийская инди-рок-группа Balthazar появилась на свет в 2004 году и за шесть лет доросла до полнометражного релиза, пока колесила по Европе, старательно продвигая свою музыку. Первая половина 2010-х стала для музыкантов весьма продуктивной. Они выпустили три студийных альбома: Applause (2010), Rats (2012) и Thin Walls (2015), которые продемонстрировали необычное и многообещающее звучание. Потрясающие риффы, меланхоличный вокал и гладкая басовая линия до сих пор являются тремя столпами, на которых стоит уникальный стиль группы.
В 2015 году, после того как музыканты завершили очередное турне с альбомом Thin Walls, они почувствовали, что что-то идет не так. Их "хорошо смазанная машина" уже работала по инерции, и пятеро участников группы оказались замкнуты в непрерывном цикле: запись в студии – продвижение – релиз – концерты. "Мы шесть лет гастролировали по Европе, выпустили три альбома. За это время у нас появилось ощущение, что мы действуем слишком предсказуемо, и это убивало все удовольствие", – говорит Маартен. По завершении тура участники Balthazar отправились в творческий отпуск.
Ведущие музыканты Маартен Деволдере и Йинте Депре начали сольные проекты. Деволдере сформировал Warhaus – рок-группу, пропитанную эстетикой нуара, которая вдохновлялась гангстерским кино 1940-50-х годов и бульварными романами. Депре тем временем занимался своим J. Bernardt, в котором соединял фирменный стиль Balthazar и нетипичную для него электронику.
Тем не менее раскол случился вовсе не из-за истощения креативной жилы, а в силу мудрого предвидения того, что звезда Balthazar может попросту угаснуть, если не предпринять каких-то действий. В интервью, пока Маартен рьяно рассказывал о рутине и предсказуемости, которые могли разрушить бенд, Йинте, как будто оправдываясь, посредством незамысловатых математических подсчетов объяснял, что на самом деле 4 года прошло между выпуском Thin Walls и Fever, а фактически пауза длилась меньше: "Мы гастролировали до конца лета 2016 года. И Fever был впервые представлен в конце 2018-го. Так что прошло всего чуть больше двух лет".
Но оба сошлись на том, что какой-никакой перерыв был необходим. "Мы впали в ступор в творческом плане. Новые проекты были как свежий воздух. Чем дольше мы занимались собственными делами, тем больше мы открывали в себе детей, которые просто хотели делать музыку", – говорит Йинте. После вечного страха оступиться сольные проекты стали для музыкантов своего рода реабилитацией. "Мы могли просто пустить все на самотек и посмотреть, к чему это приведет, – рассказывает Йинте. – И сейчас это самое важное в Balthazar. Мы относимся к себе менее серьезно".
Работая порознь, Маартен и Йинте увидели возможные перспективы развития и, конечно же, многому научились. "Я думаю, что больше всего изменилось отношение к созданию музыки. Люди считают, что музыка Йинте более заводная, танцевальная и душевная. А Warhaus воспринимали как нечто винтажное и классическое. Но, начав работать над Fever, мы словно поменялись ролями. Я был вдохновлен проектом Йинте и стал делать то, чего не делал раньше. Мы открыли друг другу новые возможности", – говорит Маартен. Оба отмечают, что всегда знали, что вернутся в группу. "Благодаря сольным проектам мы стали меньше бояться экспериментов. Несмотря на то что у нас с Маартеном по-прежнему разные вкусы, мы идем рука об руку. Balthazar – это объединенные усилия. 1 + 1 = 3. Нет смысла работать вместе, если это не так".