После Вудстока: как выглядит будущее музыкальных фестивалей
Мир перешел на тот этап, где фестивали находятся на пике кризиса идентичности: цены на билеты взлетели до невероятных высот за последнее десятилетие, критика по поводу их воздействия на окружающую среду – примерно туда же, к тому же, многие события продолжают отменяться из года в год.
31 июля, всего за две недели до начала, организаторы Woodstock 50 объявили, что юбилейный фестиваль отменен. Неожиданностью это не стало, поскольку с самого начала организации события возникло немало трудностей. В апреле спонсор фестиваля Dentsu Aegis Network заявил, что не будет поддерживать Вудсток из-за опасений по поводу безопасности. Организаторы фестиваля не согласились с таким утверждением и начали судебную тяжбу, после которой получили новых финансовых партнеров. Также мероприятие сначала перенесли из городка Уоткинс-Глен в Вернон, а затем в Мэриленд. Ко всему прочему, хедлайнеры Jay-Z и Майли Сайрус отказались выступать, и в итоге фестиваль признал свое поражение.
В заявлении со-основатель Майкл Лэнг сказал: "Мы опечалены тем, что серия непредвиденных неудач сделала невозможным проведение фестиваля, который мы себе представляли". Лэнг был одним из продюсеров Вудстока в 1969 году и был полон решимости воссоздать магическую атмосферу оригинального фестиваля. В январе 2019 года в интервью для The New York Times он рассказал о духе активизма, культурном резонансе и необходимости проведения фестивалей "которые могли бы изменить мир". Его планы быле не совсем понятны, но смысл был ясен: он хотел, чтобы Woodstock 50 утвердил свое наследие еще до того, как его проведут.
Но Лэнг и его команда, по-видимому, были не столь заинтересованы в практичности мероприятия: получении разрешений на массовые собрания, планов безопасности, подсчете вместимости фестиваля – их амбиции обошлись в 32 миллиона долларов гонораров и непоправимый ущерб бренду Woodstock. Тем не менее, это не единственный фестиваль, который был отменен в последние месяцы: Livewire в Блэкпуле из-за проблем с инвесторами; Doctor Music Festival в Барселоне рухнул после того, как начались опасения по поводу его влияния на окружающую среду; Mamby on the Beach в Чикаго из-за угрозы исчезновения птиц; VestiVille в Бельгии из-за проблем с безопасностью и инфраструктурой.
Вудсток когда-то символизировал утопическое возвращение к природе, но сегодняшние фестивали вряд ли столь идиллические. В Великобритании на фестивалях ежегодно производится 23 500 тонн отходов, из которых перерабатывается только треть. Среди самых популярных предметов на свалках – одноразовые палатки. По оценкам Ассоциации независимых фестивалей 250 000 человек ежегодно оставляют их на британских фестивалях. Одноразовая фестивальная мода – также часть проблемы, как и льющиеся на таких мероприятиях реки глиттера, который содержит микропластик, загрязняющий воду. Добавьте к этому всему чрезмерный шум, свет и загрязнение воздуха от автомобилей, и вы получите событие, которое может разрушить всю экосистему.
В разгар глобального климатического кризиса и растущего потребительского спроса на этические нормы, все более "модной" становится возможность адаптироваться. Устойчивое развитие лежит в основе Bonnaroo, четырехдневного фестиваля, проводимого на ферме в штате Теннесси, который выпускает ежегодные отчеты, в которых подробно описываются его усилия по сохранению земель. Øya Festival в Осло также делает успехи в этом направлении, запрещая дизель-генераторы и поощряя "зеленых наездников" (велосипеды), что уменьшает углеродный след. Даже Burning Man поклялся измениться, выпустив 10-летний план устойчивого развития, чтобы смягчить воздействие ивента на пустыню Блэк-Рок.
Burning Man стремится реабилитировать свой образ и другими способами. Хотя его первый фестиваль в 1986 году была праздником борьбы с потреблением, он превратилась в мероприятие для Силиконовой долины. Билеты могут стоить более $1400, а Марк Цукерберг, Джефф Безос и Илон Маск являются его постоянными посетителями. В этом году растущая обеспокоенность по поводу его культурного дрейфа вызвала переоценку цен на билеты в надежде привлечь более экономически разнообразную аудиторию. Цены также немного упали на Coachella, где браслет на все дни в 2020 году будет стоить 399 долларов по сравнению с 429 долларами в 2019 году. (Сложно понять, куда идут эти деньги, после того, как выяснилось, что Филипп Аншутц, владелец материнской компании Coachella, сделал пожертвования анти-LGBTQ+ группам).
Предназначенные в качестве платформы для контркультуры, многие современные фестивали стали оплотом привилегий людей, которых уповают исключительностью и страхом не попасть на такое событие. Один из самых громких скандалов был связан с Fyre 2017 года, который вновь оказался в центр внимания благодаря двум новыми документальными фильмами: Fulre Fraud от Hulu и Fyre от Netflix. Используя вирусный маркетинг в социальных сетях, организаторы Fyre обещали вечеринку на Багамских островах, которая запомнится на всю жизнь – при условии, что вы можете позволить себе VIP-пакет стоимостью 12 000 долларов США. Реальность прибыла в форме отмененного веселья и залитых дождем палаток. Но больше всего пострадали жители острова Ексума. Мэриэнн Ролл, поставщик услуг кейтеринга, в фильме Netflix рассказала, что вложила собственные 50 000 долл. США, чтобы платить персоналу, поскольку организаторы фестиваля этого не сделали.
По мере того как мега-фестивали, очевидно, тянутся к космосу, растет интерес к небольшим мероприятиям, которые более тесно связаны с непринужденным духом, как Woodstock 1969 года. Ресурс Eventbrite сообщает, что за последние четыре года число микро-фестивалей на их сайте выросло почти на 400 процентов. Вкусы аудитории меняются. Независимые фестивали имеют более отчетливую атмосферу, и их создателей движет страсть, а не простая необходимость зарабатывать деньги. Поэтому малоформатные мероприятия становятся довольно успешными, начиная от Sol Blume в Сакраменто, заканчивая Wonderfruit в Таиланде.
Ясно одно, смерть Woodstock 50 должна стать предостережением музыкальной индустрии. В то время, как продюсеры могут предположить, что юбилейный блокбастер – это беспроигрышная ставка, на самом деле будущее фестивалей зависит от чуть ли не камерных собраний единомышленников, которые смогут создать реальное чувство сплоченности. "Больше" не обязательно значит "лучше", и в условиях неопределенного финансового климата нет ничего слишком большого, что не смогло бы избежать неудачу.
По материалам: vogue.co.uk