КУПИТИ КВИТКИ

Всего лишь кошмар: почему нам снятся странные сны во время изоляции

Об этом мало говорят, оставаясь наедине со своими страхами. За период изоляции мы успели столкнуться с желанием навести порядок в своих шкафах, записались на пару-тройку онлайн-курсов и стараемся посвящать время спорту. Но можно ли успевать все, не получая достаточно энергии во время сна только лишь потому, что все силы уходят на переживание ночных кошмаров? С этим вопросом американскому Vogue помогла разобраться доктор психологических наук Гарвардского университета Дейдре Барретт.

Photo: Steven Klein, Vogue, March 2020

Переживание ночных кошмаров во многом связано с увеличением количества сна, ведь мы стали больше сидеть дома и, соответственно, больше спать. Исследования показывают, что во время любых больших перемен в жизни – положительных или отрицательных – наши воспоминания о снах и сами сны становятся ярче и реалистичнее. Это означает, что во время пандемии коронавируса, поистине исторического события (которое хочется назвать катастрофой), многие сталкиваются с ночными путешествиями вглубь своего подсознания.

Реклама.

Доктор Дейдре Барретт попробовала каталогизировать сны, которые начали проявлять себя, когда большая часть мира оказалась на карантине. Барретт начала свою работу, когда 21 марта губернатор Нью-Джерси Фил Мерфи объявил о карантине. Профессор Гарвардского университета опубликовала опрос под названием "Сны, связанные с пандемией COVID-19" ("Dreams related to the covid-19 coronavirus pandemic") в нескольких группах в Facebook, связанных со снами и коронавирусом. Вопросы оказались довольно простыми: ваш возраст? ваш пол? ваша национальность? сколько снов вы уже успели связать с пандемией COVID-19? Затем следовало выбрать категорию: медицинский ли вы работник, проходили ли тест на коронавирус, есть ли у вас коронавирус (чтобы понять, почему появилась мысль о заражении вирусом). И последняя графа в опросе: "Пожалуйста, расскажите о каком-нибудь сне, который был связан с коронавирусом".

За три с половиной недели Барретт получила 1800 ответов. И хотя полноценное исследование только начинается, начальная картина, описывающая влияние вируса на ландшафт снов уже известна.

По словам Барретт, наиболее часто встречаемые сны связаны с тем, чтобы получить помощь в больнице. Так, цель сна очевидна – добраться до больницы и спастись. Интересно, что во сне появляются такие проявления коронавируса, которые вовсе не являются его симптомами, как сыпь, например. Как правило, во сне до больницы так и не получается добраться, а если и получается, то никто не стремится помочь. Иногда также меняется главный персонаж сна – зараженным становится ребенок, супруг или супруга, пожилые родители.

Photo: Irving Penn, Vogue, February 2002

Более 18 ответов были связаны с кошмарами о ядовитых пауках, кузнечиках и червях, от которых невозможно спастись. "Наш сновидящий ум часто меняет слово на изображение. Поскольку "насекомые" также означают "болезнь", то наше подсознание предполагает, что черви, кузнечики и тараканы являются синонимами коронавируса", – говорит Барретт. Это явление также было замечено в нацистской Германии. В книге The Third Reich of Dreams Шарлотт Берадт описывает такой сон: 30-летняя женщина видит во сне ряд рабочих в окрестностях Берлина: сантехника, газовика, молочника, но только увидев трубочиста она погружается в состояние кошмара. Все потому, что черная форма напомнила женщине форму охраны Третьего Рейха, для которой были характерны черный цвет и буквы "SS".

Насекомые – не единственные сюрреалистичные замены. "У некоторых травм есть действительно очевидный визуальный образ. Как после катастрофы с башнями 11 сентября, людям начало сниться их все повторяющееся разрушение. Но коронавирус для большинства невидим. Я думаю, что человек видит больше визуальных метафор, когда не имеет четкого изображения (или представления) о страхе", – объясняет Барретт. Поэтому ей также встречались сны с монстрами, убийствами, зомби, безмолвными нападающими и даже со взрывающимися коровами.

Это, к слову, "общая выборка" – часть населения, которая находится на грани, испытывает беспокойство, оставаясь дома. Но есть группа людей, для которой враг не невидим. У этой группы людей есть очевидные визуальные образы и этим людям не снятся тревожные сны. Им снятся кошмары. "Они похожи на тех, кто находился в самом эпицентре происходящего в военное время, и представляют собой самые травмированные группы населения, которые вы только можете себе представить", – говорит Барретт об ответах, собранных у медицинских работников.

Основная тема обычно одинакова. Они пытаются спасти чью-то жизнь и у них ничего не получается. Иногда они ошибаются, но чаще всего проблема в оборудовании. Не работает вентилятор. Они не могут интубировать кого-либо, потому что дыхательные пути пациента ограничены или он сам вытаскивает трубку. Помните тот сон о коронавирусе, когда вирус у вашего ребенка, супруга или родителя? У врачей и медсестер это тоже есть. За исключением того, что они автоматически думают: "У них это есть, потому что они подхватили это у меня". (Вина – мощная движущая сила: в исследовании ветеранов Вьетнама доктор Гарри Уилмер обнаружил, что ветеранам чаще снятся ужасы о том, как убивают они, но не как убиваю их.)

По словам Барретт, у тех, кто не получил острых травм из-за коронавируса, сны о COVID-19 будут постепенно теряться по мере снижения угрозы. Так было с катастрофой 11 сентября 2001 года, – когда новости о башнях-близнецах начинали передавать реже, снижалось и количество тревожных снов на эту тему.

Однако, события 11 сентября 2001 года длились всего один день, и этого больше никогда не происходило. Что сказать о коронавирусе? "Это вирус, который будет преследовать человеческую расу довольно долгое время", – сказал недавно специальный посол ВОЗ Дэвид Наварро на Meet the Press.

Так что даже когда мы освободимся от карантина, угроза второй волны может изменить картинки в нашем подсознании. "Я полагаю, что мы увидим некоторые темы о том, как пандемия возвращается. Я ожидала бы снов, когда кто-то веселится в ночном клубе и внезапно замечает, что у людей маски на лице и понимает, что вирус вернулся", – говорит Барретт.

Нет никакой подтвержденной научно информации о том, что значат сны. Древние египтяне думали, что сны содержат сообщения от богов. Фрейд думал, что они являют собой подавленные желания. Карл Юнг считал, что сны раскрывают внутренние конфликты. А некоторые ученые уверены, что никакого глубокого подтекста не существует вовсе. Но есть то, что кажется бесспорным – это то, что ужасы нашего подсознания, которые спят, когда мы бодрствуем, настигают нас во сне.

"Когда это все закончится?" – вопрос, на который не могут ответить даже наши эксперты. Кажется, что единственным надежным окончанием станет вакцина, на изобретение которой могут уйти месяцы, а то и годы. Жизнь, как мы знаем, не скоро вернется в прежнее русло. (И вряд ли вернется вообще.)

И поскольку бизнес остается закрытым, экономика колеблется, а жизнь и здоровье близких никогда не значили больше, чем сейчас, то, пожалуй, и смысл жизни будет представлять нечто совершенно иное.

Текст: Elise Taylor

По материалам vogue.com

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.