Что такое сверхчувствительность и как с ней жить
Каково это быть человеком с повышенной чувствительностью? Как это помогает в жизни? И на что нужно обратить внимание, чтобы не страдать от внешних раздражителей?
Впервые я осознала свою чувствительность, когда посмотрела "Титаник". Мне было 11, и когда я увидела задыхающихся на тонущем корабле людей, я тоже начала задыхаться, сидя на безопасном диване в гостиной. С возрастом моя чувствительность усилилась и стала одновременно моим преимуществом и наказанием; по сей день я тщательно модерирую потребляемый мною контент, потому что меня легко задевают разные картинки и слова. Мои органы чувств настолько развиты, что я почувствовала запах газа, когда никто другой не заметил утечки, и половины порции эспрессо достаточно, чтобы поддерживать во мне чувство энергии в течение дня.
Я крайне чувствительный человек (highly sensitive person – HSP) – этот термин в 1991 году создала клинический психолог Элейн Арон, чтобы описать черту личности, свойственную 15-30 процентам населения, которая развита примерно у 80 миллионов женщин в США. Крайняя чувствительность проявляется у людей с чувствительной центральной нервной системой и, соответственно, тесно переплетается с повышенной бдительностью к физическим, эмоциональным и социальным стимулам в окружении.
Арон начала исследовать HSP, когда ее же терапевт обратил внимание на ее высокую чувствительность. Заинтригованная Арон начала исследовать мозг, чтобы выяснить, действительно ли высокая чувствительность является чертой личности. Результаты исследования были абсолютно конкретны: те, кто набрал больше баллов в тесте на HSP отличались более глубокой чувствительностью к сенсорной информации при сканировании мозга, чем те, кто набрал меньше баллов. Семь книг и 20 исследований Арон помогли миллионам людей во всем мире понять, почему они более чувствительны к различным раздражителям, чем их сверстники. (Хотя Элейн Арон наиболее известна своим изучением высокой чувствительности, вы также можете знать Арон по "36 вопросам, чтобы влюбиться", которые стали популярными после публикации в The New York Times, отвечая на которые два человека формируют более глубокую связь).
Спустя тридцать лет после появления термина HSP, стало понятно, что он актуален как никогда, поскольку мы все больше и больше находимся под влиянием внешних стимулов. На эту тему было написано более 25 книг, основанных на исследованиях Арон, а еще к ней постоянно обращались за помощью во время пандемии. Неудивительно, что ее работа находит отклик среди художников и креативных умов, чья чувствительность является их средством для существования. Николь Кидман, Канье Уэст и Аланис Мориссетт – одни их тех, кто считают себя крайне чувствительными людьми. "Когда я впервые прочитала ее книгу, я не могла перестать плакать. Это было признание себя после признания. Я тут же связалась с Элейн и сказала: "Мне нужно встретиться с вами, мы можем поговорить?"" – рассказывала Мориссетт, которая появилась в фильме Арон Sensitive: The Untold Story в 2015 году.
Несмотря на то, что у крайне чувствительных людей бесчисленное множество сильных сторон, самая главная из них – креативность. Поскольку люди с HSP обладают способностью проживать различные процессы очень глубоко и интенсивно, они, как правило, отличаются богатым и разнообразным внутренним миром, который может выражаться в различных сферах. "Я полностью использую свою чувствительность на сцене, – говорит Мориссетт. – Это музыка, которую я написала и которую хочу исполнять". Другая яркая черта людей с HSP – адаптивность; люди с повышенной чувствительностью настолько тонко чувствуют то, что их окружает, что легко могут адаптироваться к любой комнате, среде и окружению, в котором они находятся. Также у людей с HSP сильно выражена эмпатия, так как они часто быстро и чутко реагируют на то, что думают и чувствуют другие люди, за счет чего создают крепкие глубокие связи с другими. Наконец, как отмечает сама Арон, самая неожиданная сверхспособность людей с HSP – это их дар интуиции. Благодаря своей чувствительности к происходящему, люди с HSP могут "подключиться" к себе и получить доступ к своим внутренним инстинктам и бессознательному.
Одно из заблуждений, которое Арон хочет развеять, связано с тем, что многие приравнивают повышенную чувствительность к интроверсии. Хотя это и может быть правдой, Арон утверждает, что это ни в коем случае не является правилом. Многие высокочувствительные экстраверты и требующие новых впечатлений люди с HSP, как Мориссетт, отлично преуспевают в энергичных социальных ситуациях. "Я хочу больше контраста, больше информации, больше красоты, а затем – бум! Мне уже этого много. Нужно притормозить, потому что я больше не могу этого делать", – объясняет Мориссетт. Такое уравновешивание является ключевым для сверхчувствительных людей, которым нужно делать сознательные усилия, чтобы выделить время затишья, для восстановления и переваривания пережитых эмоций.
Второе заблуждение связано со стигмой, ошибочно обозначающей связь между чувствительностью и ментальной или физической слабостью. "Чем дольше люди с повышенной чувствительностью размышляют о вещах, тем больше тонкостей они замечают и тем больше чувствуют", – объясняет Арон. Также эмоции часто воспринимаются как слабость. "Когда в группе люди молчат, мы думаем, что они глупы, застенчивы или напуганы. Люди сразу получают ярлык". В результате многие люди с повышенной чувствительностью не хотят этого признавать из-за предполагаемого страха признать свою слабость.
Людям с повышенной чувствительностью Арон рекомендует научиться должным образом отстаивать свои интересы. "Нам нужно отдыхать раньше других", – говорит она. "Когда наша нервная система чрезмерно стимулируется, мы фактически становимся нечувствительными к людям – мы хотим, чтобы нас оставили в покое". Из-за своей предрасположенности к сенсорной перегрузке, люди c повышенной чувствительностью должны выкраивать время для детоксикации, даже если это всего лишь 10 минут с закрытыми глазами. "Во время тура мне приходилось немного дольше прятаться в своем гостиничном номере и проходить два или три сеанса психотерапии в неделю", – рассказывает Мориссетт. "Нет руководства по управлению рок-н-ролльным стилем жизни, который не предназначен для сверхчувствительных людей. Но пока у меня есть иллюзия уединения, я могу очень быстро перезарядиться".
Арон советует взглянуть на свои прошлые отношения и решения под новым углом. Размышление о своих так называемых неудачах и понимание того, насколько они зависимы от вашей чувствительности, является терапевтическим и информативным. "Вы быстро поймете, что было неизбежным, учитывая вашу врожденную чувствительность. Люди с повышенной чувствительностью получают огромную пользу от любого вида самоподдержки и терапии", – говорит Арон. "Приспосабливайтесь к своему образу жизни, устанавливайте границы и выполняйте такую работу, которая наилучшим образом использует вашу чувствительность и сводит к минимуму чрезмерную стимуляцию нервной системы".
Если вы дадите положительный ответ на больше 14 утверждений, то вы, скорее всего, человек с повышенной чувствительностью
Меня легко подавляют сильные сенсорные сигналы.
Обычно я тонко чувствую особенности своего окружения.
На меня влияет чужое настроение.
Я очень чувствителен к боли.
Я замечаю, что в напряженные дни мне нужно уединение – в кровати, затемненной комнате или в любом другом месте, где я могу побыть в одиночестве, чтобы почувствовать спокойствие.
Я особенно чувствителен к воздействию кофеина.
На меня сильно влияют такие вещи, как яркий свет, резкие запахи, грубые ткани, громкие звуки.
У меня насыщенная, сложная внутренняя жизнь.
Я чувствую себя неуютно из-за громких звуков.
Меня глубоко трогает искусство или музыка.
Моя нервная система иногда чувствует себя настолько измотанной, что мне просто нужно побыть в одиночестве.
Я сознательный.
Я легко вздрагиваю.
Я нервничаю, когда мне нужно многое сделать в короткие сроки.
Когда людям физически некомфортно, я стараюсь узнать, что можно сделать, чтобы им стало комфортнее (например, изменить освещение или поменять кресло).
Я раздражаюсь, когда люди пытаются заставить меня делать слишком много дел одновременно.
Я очень стараюсь не делать ошибок и ничего не забывать.
Я стараюсь избегать жестоких фильмов, сериалов и шоу.
Я чувствую неприятное возбуждение, когда слишком много всего происходит вокруг меня.
Сильный голод вызывает во мне сильную реакцию, нарушает мою концентрацию и влияет на настроение.
Перемены в жизни встряхивают меня.
Я замечаю и наслаждаюсь тонкими или приятными запахами, вкусами, звуками или произведениями искусства.
Мне неприятно, когда много чего происходит одновременно.
Мне важно устраивать свою жизнь так, чтобы избегать неприятные и подавляющие ситуации. Меня беспокоят сильные раздражители, такие как громкие звуки и хаотичные ситуации.
Когда мне нужно соревноваться или делать что-то перед зрителем, я чувствую себя настолько нервно и шатко, что делаю все намного хуже, чем было бы в других обстоятельствах.
В детстве мои родители или учителя считали меня чувствительным или застенчивым.
Текст: Gillian Sagansky
По материалам vogue.com