До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Художники Маша Шубина и Илья Чичкан – о путешествии на Занзибар

Художники Маша Шубина и Илья Чичкан отправились зимовать на Занзибар и прислали читателям Vogue UA письмо с острова

Маша Шубина и Илья Чичкан

"Как оказалось, мы поселились в удивительном месте… Это рыболовецкий поселок Бведжу на восточном побережье Занзибара, и здесь очень большая амплитуда приливов и отливов. По высоте над уровнем моря разница достигает до четырех метров, в линейных единицах это около километра. Представьте себе: приблизительно дважды в сутки береговая линия удаляется до горизонта, поэтому наш "домик у моря" (точнее, вилла) иногда превращается в "домик на расстоянии одного километра от моря". Но, имея современные технологии под рукой (приложение "приливы" в смартфоне), можно поминутно рассчитывать и планировать время для купания. Также, учитывая близость к экватору, необходимо сверять UF индекс в приложении, так как пасмурная погода не залог доброжелательного солнца.

Реклама

Этой зимой у нас был не такой уж большой выбор для тропического отдыха под пальмами: любимая нами Индия закрыта из-за локдауна, да и она себя исчерпала, и у нас оставались Доминикана, Занзибар, Мальдивы, Эмираты. Мальдивы никогда не прельщали нас своей слишком уж нарочитой уединенностью, Доминикана представлялась худшим аналогом Мексики, где мы провели более месяца в этом году, ОАЭ напоминают торговый центр на Окружной, а вот деревни Занзибара показались самыми честными в этом списке. Учитывая, что мы живем на восточном побережье острова, часто встречаем рассвет — около шести утра. А в 20 минутах езды от Бведжу есть мыс, куда ездим провожать день и смотреть на закат.

Илья указывает на приближение грозы. Пройдет 15 минут – и снова солнце

Днем работаем, загораем, купаемся – одним словом, живем. Нам важно чувствовать себя дома в любом путешествии, поэтому я всегда отдаю предпочтение аренде домов. Лучше любой сувенирной лавки для нас — магазин хозяйственных товаров и галантереи. Местный рынок также в списке важных достопримечательностей, и мы едем туда первым делом. В путешествиях стараемся наладить обычную жизнь и обустраиваем свой быт: например, в Индии всегда договариваемся о доставке буйволиного молока – обычно нам его привозят утром, когда мы еще спим. На Занзибаре условились с местными, чтобы они поставляли нам яйца от домашних уток. Быт налажен: если у торговца фруктами нет сдачи, он даст ее на следующий день свежими авокадо. Все это несложно, и именно это называется "связями с общественностью", а не то, что подразумевает под ними современный житель мегаполиса. Тут наша жизнь как-то проще. В Киеве есть момент фальшивого поведенческого маневра: он обусловлен нашим статусом, репутацией, ожиданиями от нас. На Занзибаре от нас никто ничего не ждет, поэтому выпендриваемся мы куда меньше.

Рабочее место Ильи Чичкана на терассе 2го этажа с видом на индийский океан

Наш поселок – классическая рыболовецкая деревня, здесь нет ничего, кроме океана, и никого, кроме рыбаков и их семей. В километре от нас – популярный среди туристов и любителей кайтсерфинга курорт Паже. Именно здесь сосредоточены блага цивилизации: банкомат, пункт обмена валют, магазин алкогольных напитков, почтовый ящик, ларек по продаже овощей и даже холодильник с зеленью (кинза, петрушка, порей), что на местном рынке редкость и дефицит. Но у нас в Бведжу свои прелести: прямо рядом с нашей виллой каждый день, в зависимости от графика приливов, рыбаки тащат из моря райских рыб, осьминогов, кальмаров. Продают все это за вполне адекватные деньги, и, боюсь, нам уже будет трудно уговорить себя на покупку морской рыбы в Украине, так как свежее, чем на Занзибаре, только живая.

Лодки местных рыбаков из мангового дерева называются Дао

Вообще, наше поселение на вилле изначально предполагало завтрак и ужин, приготовленный шефом. Но мы любим готовить сами, и зачастую это получается лучше, чем в большинстве ресторанов, поэтому деликатно свели к минимуму пребывание посторонних на нашей кухне. К тому же надо отметить, что кухня на Занзибаре – специфическая: все в основном пересолено и пережарено. Видимо, местным так проще сохранять продукты. Во всех блюдах очень мало специй, вкусы простые – в основном это соленые блюда, и все. Зелени в нашем понимании нет — листья салата нам уже начали сниться. Ромен, мангольд, шпинат — нет такого тут, но иногда в специальных местах можно найти порей, айсберг, фенхель… Один раз даже завезли артишок.

Зато на рынках полно авокадо – и оно отменное. Ну а поскольку Занзибар – рай для любителей рыбы и морепродуктов, то обязательно везите с собой васаби (соевый соус купите тут, имбирь — тоже, и замаринуете сами) — и ешьте свежую рыбу хоть каждый день. Готовить сырую рыбу можно как угодно: сдобрите оливковым маслом и черным перцем — будет карпаччо; возьмете соевый соус и васаби – получите сашими; ну а лимон и каперсы — севиче готов.

На Занзибаре мы наконец-то научились готовить осьминога. Раньше, сколько ни читали и ни экспериментировали — бить / сушить / морозить / класть пробки от вина в воду, — ничего не получалось. А здесь наконец освоили рецепт. Записывайте. Свежего, только что выловленного осьминога нужно бить минут двадцать, потом положить в кастрюлю — без воды (они пускают свой сок) и специй, и тушить еще двадцать минут. Это та база, которая потом может превратиться во что угодно. Добавьте карри с кокосовым молоком или приготовьте осьминога на гриле и подавайте с овощами, или сделайте пасту с ним. Такой полуфабрикат осьминога прекрасно хранится в холодильнике пару дней – просто залитый оливковым маслом.

Местные дети

Как видите, на Занзибаре мы не туристы – стараемся здесь жить и работать, как обычно. Я работаю как архитектор над дизайн-проектами — несмотря на слабый интернет, получается. Стараюсь четко фиксировать время, отведенное на работу, иначе блаженный вакуум может настолько раскачать лень и безделье, что собраться будет невозможно. Так же и Илья: он рисует и даже умудряется продавать нарисованное в Европу по налаженным каналам. Когда мы уже улетели, в Киеве открылся новый филиал "Хлебного", над дизайном которого я работала. Проект завершала отсюда, удаленно. Желание все контролировать неискоренимо во мне, но я борюсь с ним. Мы много ездим по Занзибару, и я поняла, что работать в путешествии невозможно. Но работать в уюте и комфорте в иной среде — возможно. Поэтому, когда предстоят переезды и поездки, я не пытаюсь работать на скаку, комментировать вопросы коллег или давать технические задания подрядчикам. Я честно беру паузу — наслаждаюсь моментом "здесь и сейчас", а потом возвращаюсь к рабочим процессам.

Любая поездка всегда оставляет свой след. Вряд ли он будет выражен в полноценной художественной выставке, но влияние окажет непременно: будь то элементы декора, которые мы потом внедрим в какие-то свои проекты, цветосочетания или просто новый подход к обыденным вещам. Меня вдохновляет дизайн и текстиль: например, на Занзибаре очень симпатичные ткани с набивным рисунком удивительных расцветок. Я присмотрела хлопчатобумажную ткань с узорами неожиданных цветовых сочетаний — думаю что-то соорудить из одежды. А еще купили игральные карты с изображением политического лидера одной из местных партий — неплохой предвыборный агитационный ход, да? Но лучше везите и коллекционируйте впечатления, они уместнее сувениров.

Работа местных художников – портрет обезьяны

На Занзибаре немаленькие расстояния, поэтому иногда, чтобы увидеть какую-то достопримечательность, нужно ехать на байке или машине два часа в одну сторону. На мой взгляд, это не всегда стоит того – я за то, чтобы путешествовать без надрыва. Но если будете в столице, Занзибаре, то поезжайте в старую часть города, Стоун Таун. В центре есть симпатичный отель Emerson – с рестораном в саду и еще одним на крыше. Еда здесь не очень, как и везде, но само место атмосферное. Из интересных природных достопримечательностей на восточном побережье есть Kuza cave – гроты с кристальными водоемами посреди джунглей. Если вы посещали сеноты в Мексике, то занзибарская версия покажется насмешкой, но если еще не бывали в мексиканских пещерах, то купание в этом природном бассейне внутри грота точно понравится. Островок Понгве на северо-востоке — однозначно лучше, чем остров-ресторан The rock (визитная карточка занзибарского побережья). По сути, Понгве – небольшой гостиничный комплекс: можно запланировать полдня и поваляться на пляже на лежаках с выходом к воде, а можно поехать и с ночевкой. В Pongwe beach, кстати, неплохое меню — морских ежей подают с локальным джином на подушке из морских водорослей. Шесть штук стоят всего 16 долларов.

Арендованные авто и мотоцикл – необходимый минимум для приятного пребывания на Занзибаре

Но помните, зачастую самые яркие впечатления не зависят от достопримечательностей. Они формируются нами — и нашим восприятием ситуации. Так что, если будете на Занзибаре, главное — enjoy!"

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.