Три самых красивых фильма Киры Муратовой
"Меня приучили к этой профессии, запрограммировали, и я так функционирую – как машинка. Вот только это и люблю – кино снимать. А все, что окружает кино, все, что при кино, – нет", – сказала в интервью Vogue UA Кира Муратова шесть лет назад. Сегодня, 5 ноября, самому известному в мире украинскому режиссеру могло бы исполниться 85 лет. В день рождения Киры Муратовой Vogue.ua выбрал три самые красивые картины в фильмографии режиссера, которые можно пересматривать вечно.
В этом двухсерийном фильме главную роль сыграла Ольга Антонова. Ее персонаж – женщина на грани нервного срыва, в состоянии депрессии – один из самых сложных и запоминающихся персонажей Киры Муратовой во всей ее фильмографии. "Астенический синдром" – по-настоящему трагичное кино, передающее отчаяние и растерянность человека в эпоху перестройки. И вместе с тем один из самых красивых фильмов Муратовой: черно-белые кадры с большеглазой Антоновой, которая сходит с ума от несчастья и боли, пронзительны. В 1990 году фильм получил специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.
"Настройщик" – пожалуй, одна из самых популярных картин Киры Муратовой, которая в 2005 году принимала участие во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля. В историю вполне может войти как фильм с самым красивым поцелуем: сцена у моря, где герой Георгия Делиева, простой настройщик фортепиано, красит губы своей возлюбленной Лине, героине Ренаты Литвиновой, а потом нежно целует ее, снята роскошно. "Я ни разу не видела в кино поцелуя, который бы мне понравился. Вот и решила: дай-ка я попробую сама снять такой поцелуй!", – сказала в одном из интервью Кира Муратова.
В кадре героиня Литвиновой, избалованная девушка из богатой семьи, носит летящие романтичные платья и деловые костюмы – над образами в фильме работал одесский художник и костюмер Руслан Хвастов, друг и многолетний соратник Киры Муратовой.
"Вечное возвращение" – последний фильм Киры Муратовой: фильм-поэзия, который буквально вводит зрителя в транс. Его сюжет прост: по сути, в нем постоянно повторяется одна и та же сцена кинопроб, которую разыгрывают разные актеры – к женщине (Рената Литвинова) приходит ее бывший однокурсник, и пытается поговорить с ней о том, кого ему выбрать, жену или любовницу. "Сначала я просто написала новеллу: приходит человек четыре раза и талдычит одно и то же женщине, которую не видел очень давно, и ведет себя, я бы сказала, вежливо-нагло, – рассказывает Кира Муратов о своем фильме "Вечное возвращение". – Вот такой странный характер. Потом придумала: а повторим это три раза. Спустя некоторое время мне показалось, что это похоже на специальный претенциозный выпендреж, и я придумала кинопробы – такой шаг навстречу публике с моей стороны. И теперь вы ничего не можете мне сказать, это кинопробы – и так бывает в жизни".
Над костюмами снова работал Руслан Хвастов, который заслужил свой отдельный "Оскар" за шелковый, расшитый цветами халат, в котором героиня Ренаты Литвиновой встречает героя Виталия Линецкого.