Стейси Мартин о съемках в "Молодом Годаре" и первой работе
От нимфоманки до музы – в фильме "Молодой Годар" Стэйси Мартин, звезда "Нимфоманки" Ларса фон Триера, играет жену Жан-Люка Годара.
В 2013 году, когда вышла скандальная "Нимфоманка", француженке Стэйси Мартин было 22 года. Ее дебют в эротической драме Триера об исследовании женской сексуальности был таким ярким, что достоин мемуаров. "Не волнуйся, у тебя будет дублер и искусственная вагина", – сказал кастинг-директор Стэйси накануне проб. Так и случилось: в фильме много откровенных, фактически порнографических сцен – но, строго говоря, Мартин не снималась ни в одной из них. Где-то использовала искусственную вагину (Стэйси говорит, что это занимало три часа), где-то уступала место дублерше. На тот момент ню-сцены были для актрисы неприемлемы.
Спустя четыре года на экраны выходит "Молодой Годар" – смешная и трогательная история любви легендарного режиссера новой волны Жан-Люка Годара и его музы, актрисы Анны Вяземски. Треть фильма Стэйси, которая играет Анну, разгуливает в кадре обнаженной; камера любовно скользит по ее нежному тонкому телу. Дублеров на этот раз не было. Что изменилось для актрисы за четыре года?
"Ничего, – спокойно говорит Стэйси. – В каждом конкретном случае это вопрос взаимопонимания с режиссером. Существует стереотип, что актрисы в кино допускают куда больше вещей, чем мужчины-актеры. Раздеться, побриться налысо, изменить цвет волос? Да легко! Но я пытаюсь изменить это. Кино – требовательная индустрия, в которой актеры мало что решают. Важно не оказаться втянутым в какие-то глупости, стремясь засветиться в кадре. Ради одного шанса ни раздеваться, ни менять внешность я не буду".
Строгая, умная, утонченная, немного старомодная – такова Стэйси Мартин. Ее особый стиль и взгляд на вещи убедили Мишеля Хазанавичуса, режиссера "Молодого Годара", что она – лучший кандидат на роль Анны Вяземски, знаменитой французской актрисы и княгини, внучки нобелевского лауреата Франсуа Мориака и жены Жан-Люка Годара. "Когда Стэйси пришла на кастинг, все стало очевидно, – рассказывает Хазанавичус. – Она выглядит как девушка из 1970-х: немного отрешенно и элегантно. К тому же у нее лицо гениальной актрисы немого кино, как у Греты Гарбо. Мало кто из молодых актрис умеет так эффектно молчать".
На съемках "Молодого Годара" перед актрисой стояли непростые задачи. Во-первых, играть французскую икону 1970-х. Во-вторых, персонажа, чей прототип может прийти на премьеру и тебя оценить (Анна Вяземски умерла спустя полгода после премьеры фильма в Каннах и успела его увидеть). В-третьих, картина снята по мемуарам Анны – и автор всегда может предъявить претензии актерам и режиссеру в отклонении от сюжета книги. Предприимчивая Стэйси нашла способ справиться с этими сложностями.
"Я знала Вяземски только по ее фильмам. Как-то в маленьком лондонском кинотеатре я увидела ее "Наудачу, Бальтазар" 1966 года – и пришла в восторг. Я специально не встречалась с Анной до или во время съемок, чтобы не потерять актерского интереса: мне хотелось выстроить роль самостоятельно, а не копировать Анну". В итоге Стэйси Мартин и Анна Вяземски встретились спустя год после съемок "Молодого Годара" – накануне премьеры фильма в Каннах в мае 2017 года. Что именно сказала легендарная актриса молодой артистке, Мартин скрывает, но говорит, что встреча была эмоциональной.
"Молодой Годар" – история не только о гении и его музе, которые за 10 лет брака проходят все перипетии страстно-творческих отношений. Это еще и ода Парижу: действие начинается в мае 1968 года, во время революции, и Париж буквально заполонен студентами, требующими отставки Шарля де Голля. Чтобы проникнуться эпохой, Стэйси смотрела фильмы – нет, не Годара – Трюффо. "Как люди говорили, как двигались, как вели себя в ту эпоху – я все нашла в фильмах этого режиссера". Его "Украденные поцелуи" стали референсом и для костюмера Сабрины Риккарди. Стэйси в фильме напоминает героиню Клод Жак: те же короткие бежевые тренчи, мини-юбки, яркие топы, балетки – ребяческий, молодежный стиль.
Актриса уверяет, что мода в кино ее интересует меньше всего. Лукавит: в 18 лет она уехала из Парижа в Лондон, чтобы поступить на курсы журналистики и культуры, и подрабатывала моделью. "Подрабатывала" – не совсем точное слово: Стэйси заключила контракт с Rag & Bone, а в 2014-м стала лицом аромата Miu Miu. "Работа моделью дала мне независимость и научила ответственности. Мне не пришлось работать в "Макдоналдсе". Я смогла заработать на понравившиеся курсы".
Теперь почти все предложения рекламных контрактов уходят в "корзину" агента Мартин: у девушки нет времени. Дебют у великого и ужасного Триера сослужил ей хорошую службу – Стэйси хотят видеть в своем кино французские, британские и голливудские режиссеры. Это интервью мы планировали несколько месяцев. "Стэйси снимается семь дней в неделю и очень занята", – все кормил завтраками ее агент. В феврале 2018 года в прокат выходит новый фильм Ридли Скотта "Все деньги мира" – первый голливудский проект Стэйси, а потом еще четыре картины, в которых девушка успела сняться в течение 2017 года. Успех она воспринимает как возможность увидеть мир и расширить кругозор. "В Европе много прекрасных режиссеров, и я рада, что могу работать на двух языках – английском и французском".
Своим домом актриса считает Лондон, где живет уже почти десять лет. В свободное время, которого становится все меньше и меньше, ее можно найти в музее Tate Modern, старом кинотеатре Close-Up Cinema или баре Duck Soup в Сохо.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Patrick Demarchelier
Стиль: Poppy Kain
Читайте также: