Сериал "Корона": что известно о психических расстройствах в королевской семье
Сериал Netflix может и является драматической интерпретацией событий, а не документальным фильмом, но он много говорит о давней стигматизации психического здоровья. Подробнее об этом рассказала доктор психологии Пегги Дрекслер.
Четвертый сезон сериала "Корона" сочный и провокационный. Сюжетные линии сериала часто сосредоточены вокруг реальных событий, которые британская королевская семья упорно старалась сохранить в тайне, а некоторые из них даже не вспоминать. Как насчет разрушительного документального фильма BBC Royal Family 1969 года, который королева хотела уничтожить? Или как насчет слухов о том, что в Букингемском дворце работал шпион КГБ? И, конечно, неидеальные браки. Это причины популярности проекта – жажде информации о королевской семье нет конца, а многие драматичные моменты в "Короне" кажутся правдой, которую нам нельзя знать.
Многие конфликты этого сезона связаны с психическими заболеваниями и те, которые открываются зрителю, являются, пожалуй, самыми мрачными и скрупулезно скрываемыми секретами из всех. К тому же, они, безусловно, самые важные – в конце концов, почти каждый четвертый взрослый в Великобритании и каждый пятый взрослый в США страдает психическими заболеваниями. На самом деле, более шокирующим оказался бы факт, что королевской семье каким-то образом удалось полностью избежать психических расстройств.
И тем не менее мы видим желание королевской семьи скрыть проявление ментальных проблем. Для начала, это заметно в их реакции на булимию принцессы Дианы, о которой мы узнали в третьей серии, когда явно обезумевшая и сбитая с толку будущая принцесса поедает десерты из дворцового холодильника, а затем выбрасывает их.
Хотя Диана публично и откровенно рассказывала о своей болезни в реальной жизни, важно помнить, что "Корона" – это не документальный фильм, а драматическая интерпретация истории. Младший брат Дианы Чарльз Спенсер, 9-й граф Спенсер, использовал недавнее появление на телевидении в программе ITV Love Your Weekend с Аланом Титчмаршем как возможность напомнить людям, что "Корона" является вымышленным проектом, со "множеством домыслов и преувеличений".
Но фактические события, связанные с болезнью Дианы, не кажутся такими уж далекими от драматизированных и не выходящими за рамки того, что мы знаем о королевском отношении ко всему "неприятному", к чему они приписали и расстройства психики. В четвертом сезоне булимия Дианы изображена, временами в графических деталях, как одна из многих семейных проблем ее и принца Чарльза – как причина проблем, чтобы внести ясность, а не побочный симптом – несмотря на то, что в браке было много поводов для напряжения, которые вполне могли усугубить состояние Дианы, включая явную любовь Чарльза к другой женщине.
Сама Диана говорила, что королева и другие члены королевской семьи считали расстройство пищевого поведения причиной многих проблем в отношениях пары. Диана рассказала своему биографу Эндрю Мортону, что "королева указала мне – причина того, что наш брак начал разрушаться в том, что Чарльзу было очень трудно справиться с моей булимией". Диана также рассказала Мортону, что ее булимия началась на старте отношений с Чарльзом. Диана вспомнила инцидент, когда "мой муж положил руку мне на талию и сказал: "О, здесь немного пухленько, не так ли?", и эти слова задели меня, и ситуация с Камиллой, я была в отчаянии". Во время медового месяца Диана вызывала у себя рвоту три или четыре раза в день.
Не стоит удивляться отсутствию сострадания у королевской семьи. К расстройствам поведения и сегодня относятся так, будто они являются дефектом человека, страдающего от них, а не потому что они являются симптомом болезни или побочным эффектом плохой ситуации. Можно даже допустить, что создатель "Короны" Питер Морган больше интересовался как раз таки этой бесчувственностью королевской семьи, нежели расстройством пищевого поведения Дианы.
Вспомним "секретных кузин" Кэтрин и Нериссу Боуз-Лайон. В седьмой серии принцесса Маргарет посещает психотерапевта по совету принца Чарльза. Она страдает – чувствует себя неуместной. Благодаря этому Маргарет обнаруживает, что является далеко не единственным членом королевской семьи, столкнувшимся с проблемами психического здоровья. Оказывается, пять двоюродных братьев и сестер Маргарет и королевы страдали нарушениями развития – десятилетия назад их поместили в психиатрический госпиталь и публично объявили мертвыми, вычеркнув из публичных записей. В сериале Маргарет противостоит королеве-матери, которая объясняет это рациональными доводами, что сокрытие доказательств психического заболевания было необходимо для защиты целостности королевской родословной.
Так, события из реальной жизни не кажутся такими уж далекими или выходящими за рамки королевского уклада. История двоюродных братьев и сестер оставалась тайной до 1987 года, когда новость обнародовал британский таблоид The Sun. Это шокирующее открытие – но в контексте королевской семьи и той эпохи, возможно, не так уж удивительно.
Десятилетиями считалось, что если у кого-то есть ребенок с нарушениями развития, значит что-то не так с родословной. И нет семьи, для которой родословная была бы важнее, чем для королевского рода. Вот, что королева-мать говорит Маргарет в сериале: "Их болезнь, их идиотизм и слабоумие заставят людей усомниться в целостности родословной. Ты можешь представить себе заголовки, если об этом узнают? Принцип наследственности и так уже висит на такой ненадежной нити… Добавьте психическое заболевание, и все кончено". В одном материале 1987 года от Thames News даже говорилось, что то, что случилось с кузенами, было "довольно обычной практикой в то время. Люди попадали в больницы длительного пребывания для отстающих в развитии, а фактически считались умершими".
Мы также видим подход "под прикрытием", примененный в пятой серии, в которой рассказывается история Майкла Фагана, безработного декоратора, прославившегося тем, что он ворвался в Букингемский дворец. В сериале и в реальной жизни у Фагана диагностировали "шизофрению" и отправили его в психиатрическую клинику "на неопределенный срок". Он провел там всего три месяца, так как на самом деле шизофрении у него не было.
Сейчас мы знаем, что худший способ вылечить психическое заболевание – притвориться, что его не существует или спрятать его под каким-то воображаемым объяснением. Например, исследование Университета Мичигана 2019 года показало, что половина американских детей с психическими расстройствами не получают лечение из-за продолжающейся стигмы, связанной с психическими заболеваниями, и ложной надежды на то, что если с расстройствами не бороться, они просто исчезнут. Нет, это не так.
Как мы видим в четвертом сезоне "Короны", психические заболевания не обходят стороной даже живущих в замке принцесс. И более того – они не проходят волшебным образом. К тому же, психическое заболевание не является абсолютным: булимия Дианы была физическим проявлениям психологического расстройства, но также она была вызвана реальными событиями – и, следовательно, в значительной степени ее можно было предотвратить. Возможно, члены королевской семьи не видели этого тогда, но, оглядываясь на это сейчас, даже на вымышленную форму, определенно сложно утверждать иное.
Текст: Dr Peggy Drexler