Почему стоит посмотреть фильм Ай Вэйвэя на Одесском кинофестивале
"Человеческий поток" – так философски называется новый фильм Ай Вэйвэя, одного из самых влиятельных художников современности. Его украинская премьера пройдет на Одесском кинофестивале уже в июле.
В прошлом году на Венецианском кинофестивале художник Ай Вэйвэй, который входит в список самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, дебютировал как режиссер. Свой первый фильм он посвятил мигрантам. Для художника выбор темы очевиден: с 2011 года Ай Вэйвэй живет в Германии из-за политических репрессий, которым поддается в родном Китае, и, по сути, он сам и есть политический беженец. В свое время в Китае был репрессирован и отец Ай Вэйвэя, философ и поэт, которые не имел возможности публиковаться в родной стране около 20 лет.
Ничего неожиданного в "Человеческом потоке" на первый взгляд нет – Ай Вэйвэй просто продолжает говорить на одну из главных тем в своем творчестве. Своеобразным эпиграфом к фильму в 2017-м стала выставка в Дании: прямо в окнах фасада музея Kunsthal Charlottenborg художник сделал кричащую инсталляцию: окна музея были плотно заполнены кричащими ярко-оранжевыми спасательными жилетами беженцев с Востока, в которых они приплыли на греческий остров Лесбос. Позже выставку показали в Италии, Германии, Франции.
Для Ай Вэйвэя фильм родился из личной истории. Некоторое время назад он наконец получил свой паспорт от властей Китая. После этого художник отправился на греческий остров Лесбос, куда как раз прибывали беженцы. Художник говорит, что это не было рабочей поездкой: это было личное путешествие – он хотел увидеть все своими глазами. Там же, впечатленный увиденным, Ай Вэйвэй начал снимать первые истории на свой айфон. Чуть позже он принял решение снять фильм, а кадры, снятые на айфон, легли в основу картины.
"Человеческий поток" снимали больше года в более чем 20 странах по всему миру. В фильме беспрецедентеное количество героев: если быть точнее, десятки тысяч — это мигранты из Афганистана, Сирии, Ирака, Мексики, Бирмы и Южного Судана, которые потеряли дома и отправились в путь в поисках лучшей жизни. Ай Вэйвэй поступает просто – и документирует их путь в новую жизнь.
Ай Вэйвэй – в первую очередь художник, поэтому снят фильм очень поэтично. Людей в нем действительно потоки: они идут вереницей сквозь леса, пустыни и города, плывут на корабле через моря, а когда камера схватывает их сверху, с высоты птичьего полета, то ловишь себя на мысли, что люди похожи на миллионы муравьев – маленьких, но упорных.
Поэтичность не лишает эту работу информативности. Фильм буквально нашпигован фактами и статистикой, которые стоит знать каждому европейскому жителю. Факты за кадром озвучивают сотрудники гуманитарной миссии ООН – например, то, что сегодня в мире более 65 миллионов человека изгнаны из своих домов. Всего Ай Вэйвэй и его команда за время съемок взяли 150 интервью.
Было бы странно, если бы Ай Вэйвэй, мастер точных, бьющих не в бровь, а в глаз, высказываний в искусстве, обошелся бы в этом фильме просто констатацией фактов. Позиция художника ясна: он на стороне угнетаемых. В миграционном кризисе, по мнению Ай Вэйвэя, виноваты не только политики, закрывающие границы Европы, но и каждый житель планеты, который молчит, не интересуется и не помогает. "Соблюдение прав каждого конкретного человека должно стать главной задачей современного общества, независимо от географии", – заключает художник.
На кинофестивале в Венеции фильм восприняли с интересом, при этом критики назвали "Человеческий поток" очень красивой, но чересчур наивной и прямолинейной работой. Так это или нет, можно будет понять уже скоро: фильм покажут на Одесском кинофестивале в рамках программы "Фестиваль Фестивалей". Кинофестиваль начнется 13 июля.