Оскар-2020: почему фильм "Паразиты" выиграл ключевые награды
Южнокорейский фильм "Паразиты" – триумфатор нынешней церемонии "Оскар". Юлия Синькевич, генеральный продюсер Одесского кинофестиваля – о том, почему в 2019-м году команда фестиваля решила показать "Паразитов" на фестивале, когда о нем еще не говорил весь мир, и о том, что победа этой ленты на самом деле более чем закономерна.
9 февраля во время награждения премии "Оскар" ничего не предвещало сюрпризов. Сама церемония была динамичной, награды вручались одна за другой и, в принципе, все они были предсказуемы. Но вдруг на сцене появился режиссер Пон Джун Хо, которому вручили "Оскар" за лучший фильм. Это действительно прецедент. Еще никогда ранее "Оскар" не выигрывал фильм, снятый не на английском языке, а тем более корейский фильм.
Сомнений в том, что "Паразиты" получат награду за "лучший международный фильм" ни у кого не было. Но в результате лента выиграла главную номинацию, а Пон Чжун Хо стал лучшим в сценарной категории, где были Квентин Тарантино и Ноа Баумбах, и в режиссерской, обойдя Скорсезе и Мендеса. Возможно, такая ситуация произошла потому, киноакадемики в этот раз решили отдать предпочтение непредсказуемому и дерзкому фильму, а не традиционному кино. К тому же, возвращаясь к негласному правилу, главную награду получает фильм с социально значимой темой, "Паразиты" в этом плане — беспроигрышные. Пон Чжун Хо эксплуатирует проблему социального неравенства и несправедливости, как и другие номинанты, но делает это ироничнее и более наглядно, без каких-либо вспомогательных фильтров.
Теперь можно с уверенностью сказать, "Паразиты" — сенсация 2019 года. С фильмом многое произошло впервые. И "Оскар" как лучший фильм, и лучший международный фильм, и победа в Каннах. В мае на Лазурном побережье "Паразиты" выиграли "Золотую пальмовую ветвь", и это произошло впервые в истории Кореи, а после фильм стал лидером проката на родине. Фильм Пона Чжун Хо впервые я увидела именно в Каннах. Это вторая работа корейского режиссера после "Окчи", представленная на этом кинофестивале, и я ее очень ждала. Те, кто знают Пона Чжун Хо, предвкушали какой-нибудь триллер с элементами фантастики, но он и тут использовал своеобразный твист. Меня поразило, как в "Паразитах" легко переплетены казалось бы несовместимые жанры, создавая сюрреалистичную социальную притчу. Пон Чжун Хо – уникальный режиссер с непохожим ни на кого стилем. Он смелый, честный и, что примечательно, не занимает ничью позицию в фильме. Режиссер будто предлагает взглянуть на своих героев, а в целом и на общество, со стороны и от души посмеяться над теми, кто пытается нажиться на счастьи других.
В Украине "Паразитов" впервые увидели на 10-м Одесском международном кинофестивале в программе "Фестиваль Фестивалей". Традиционно в эту программу попадают призеры и номинанты кинофестивалей класса А, поэтому показ картины Пон Чжун Хо был ожидаемым. Но неожиданным было восприятие публики. Зрители выстраивались в такие длинные очереди, что их конец не попадал в кадр для фото. Напомню, это корейское кино, с которым украинский зритель знаком слабо, разве что по работам Пака Чхан Ука, снявшего "Олдбой". Как видим, "Паразиты", несмотря на локальность происходящего действия, язык общения героев, их ментальность, стали действительно международным фильмом, который понятен каждому благодаря своей актуальной теме.