Оскар-2019: что нужно знать о режиссере Павле Павликовском
"Холодная война" Павла Павликовского получила сразу три номинации на "Оскар" – лучший фильм на иностранном языке, лучшая режиссура и лучшая операторская работа. Vogue.ua рассказывает о том, как поляк Павел Павликовский стал одним из ключевых режиссеров современности.
У Павла Павликовского очень узнаваемый стиль – его фильмы легко узнать из десятка других. И дело не только в манере снимать черно-белое кино (его "Женщина из пятого округа", например, не черно-белая, но все равно снята в приглушенных тонах), а в первую очередь в нюансах: его фильмы тревожны, часто заканчиваются ничем, а еще в них чудесная музыка (Павликовский – пианист-любитель). Если в этом году его "Холодная война" получит "Оскар", то это будет вторая статуэтка для режиссера – в 2013 он получил "Оскар" за еще одну черно-белую драму, "Ида".
Павликовский родился в Варшаве, но уже давно живет в Лондоне. Вырос в очень интеллигентной семье, закончил Оксфорд. Его мама – профессор английской литературы, отец – военный доктор. Сложные отношения родителей, которые то сходились, то расходились, очень повлияли на Павла – и позже легли в основу фильма "Холодная война". В 14 лет Павликовский отправился с мамой на каникулы в Лондон – и остался там на всю жизнь. В девяностые Павликовский прославился как режиссер-документалист. Одна из самых известных его работ, фильм "Москва-петушки", представляет собой исследование мира популярного российского писателя Венедикта Ерофеева.
Сегодня в биографии Павликовского – шесть полнометражных художественных фильмов. Самые сильные из них – "Ида" и "Холодная война" – очень личные для режиссера: оба посвящены прошлому не только его родной Польши, но и его семьи. Но любопытно, что к кино о наболевшем Павликовский пришел не сразу. Так, в начале 2000-х он снимал вполне мейнстримовое кино: это "Лето любви" с Эмили Блант, и "Женщина из пятого округа" с Итаном Хоуком и Кристин Скотт Томас.
Точкой отсчета нового периода в творчестве Павликовского стала "Ида" – невероятной красоты кино о монашке Анне, которая пытается найти своих родителей евреев, убитых во время войны. Действие происходит в 60-е и вскрывает много неприятных проблем – послевоенные репрессии, коллаборационизм. В основе ленты лежит личная история режиссера – в детстве он узнал, что его бабушка по папиной линии была еврейкой и погибла в одном из концлагерей. Темы трагедии, боли и прошлого, которое не дает покоя и настоящему дню он продолжает и в своем новом фильме – "Холодной войне", которая в 2018 году получила главный приз Каннского кинофестиваля.
"Холодная война" рассказывает о любви дирижера Виктора и юной певицы Зулы, страстная история которых разворачивается в послевоенной Европе, на фоне Холодной войны и политических интриг. В основе фильма – история родителей Павликовского. Их звали как и героев, Виктор и Зула: они умерли в 1989 году, были вместе больше 40 лет, то расстаяваясь, то возвращаясь друг к другу – мучаясь из-за политических обстоятельств, которые разделяли не только Европу, но и их семью.
И "Ида", и "Холодная война" – первые фильмы, снятые Павликовским в Польше на родном языке. Он вернулся в Польшу в 2013 году, в возрасте 56 лет. В родной стране к нему отношение неоднозначное – "Иду", например, восприняли очень критично из-за того, что в некоторых сценах Павел изображает поляков, сотрудничающих с нацистами. Вернуться в Варшаву Павликовского также заставила личная история: в 2006 году умерла его жена, и спустя некоторое время он переехал на историческую родину. В 2017 году Павел снова женился – на польской модели Малгоше Беле.
Получит ли Павликовский второй в своей карьере "Оскар", станет известно 24 февраля. Вне зависимости от этого, сегодня Павликовский – один из самых ярких европейских режиссеров, который снимает непредсказуемое, неформальное, очень личное кино. Тем временем сейчас, по сообщению Variety, Павликовский снимает фильм о писателе и активисте Эдуарде Лимонове –премьера запланирована на 2019.