До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

ОМКФ-2018: интервью с обладателем Гран-при фестиваля, режиссером Дарьей Жук

Гран-при IX Одесского международного кинофестиваля получил фильм "Хрусталь" (The Crystal Swan) белорусского режиссера из Нью-Йорка Дарьи Жук. Специально для Vogue.ua Алена Нагорная поговорила с Дарьей о ее полнометражном дебюте, учебе в Америке и современном кино.

Дарья Жук (фото – Виталий Мельников)

Режиссер Дарья Жук живет и работает в Нью-Йорке уже больше 20 лет. В Америке Дарья получила два высших образования — экономическое (в Гарварде) и режиссерское (в Колумбийском университете). Здесь она начала снимать и свои первые короткие метры. Дебютный полный метр Дарья сняла в родной Беларуси. Кино о постсоветских 90-х, о девушке, которая всеми силами стремится уехать из постсоветского Минска в Чикаго, на родину "хаус мьюзик", стало ярким фильмом о непреодолимой жажде человека быть собой в любых обстоятельствах.

Реклама
Виктория Тигипко и Дарья Жук на церемонии вручения ОМКФ

Мы встречаемся с Дарьей за несколько дней до объявления результатов зрительского голосования ОМКФ. Я еще не знаю, что передо мной будущий обладатель Гран-при. Не знает и Дарья. Как всегда, я волнуюсь перед интервью, в чем иногда даже признаюсь. С Дашей это было легко: она смеется и первая начинает разговор:

— Я вас понимаю. Моя мама тоже журналист, и я помню, как она готовилась к интервью с Кшиштофом Занусси. В Варшаву я поехала вместе с ней, потому что очень хотела познакомиться с великим режиссером. И вот перед самым началом интервью мама с ужасом обнаружила, что в ее диктофоне нет батареек! Занусси, конечно, над ней посмеялся и… выдал новые батарейки.

В ы тогда впервые задумались о том, что хотите снимать кино?

— Мне было 18, и это был первый режиссер, с которым я познакомилась. Крупный режиссер со сложными мыслями о кинематографе и о нашей цивилизации. Я была под большим впечатлением.

И поступили в Гарвард. Почему?

— Моя мама уже подростком знала, что хочет быть журналистом. А я всегда удивлялась, как можно в 14 лет знать, что ты хочешь делать, кем хочешь стать. Когда я поступала на экономический факультет, мне правда казалось, что я могу стать экономистом. Но очень скоро поняла, что не туда попала. В моем окружении появлялось всё больше творческих людей из мира искусства, я чувствовала, что это мое племя.

Как начался ваш роман с кино?

— Взяла кинокласс в дополнение к моим основным предметам на курсе. Режиссер-документалист, который вел кинокласс, смотрел на меня с подозрением, ведь я была из другого племени. Но потом признался, что всегда берет одного-двух "рискованных", чтобы разбавить компанию. В конце концов он очень поддержал меня. И после показа ленты "Хрусталь" в Карловых Варах я выслала ему заметку с припиской: "Мой фильм показывают на кинофестивале. Это всё твоя вина". (Смеется).

Но Гарвард всё же закончили?

— Закончила. И после окончания еще лет восемь работала по специальности. Параллельно я продюсировала кино, думала, может, стану дистрибьютором.

— Вас что-то удерживало от решающего шага?

— Мне было страшно. Режиссура — это самый болезненный путь, у режиссера всегда душа нараспашку... Только когда почувствовала, что не могу не заниматься режиссурой, страх исчез, и я смогла сделать следующий шаг — поступила на высшие режиссерские курсы Колумбийского университета, School of the Fine Arts.

Дарья Жук (фото – Виталий Мельников)

— Что было самым сложным и самым полезным во время обучения?

— Это специализированная профессиональная школа. У нас на потоке было 70 человек — продюсеры, сценаристы, режиссеры. В такой среде ты всё время под огнем критики — процесс не для слабонервных! К концу второго года от нагрузки и напряжения я даже есть перестала. Но я должна была доказать, что могу. Прежде всего, самой себе. Я всё время снимала короткометражки. И с каждой новой работой видела, что они становятся лучше. Сегодня я понимаю, что именно критика помогает мне идти вперед.

— И в качестве дипломной работы вы представили…

— Две короткометражки: одна из них "Настоящая американка" (The Real American), вторую я сняла в Израиле, с израильским продюсером, и назвала What doesn’t kill you — "То, что тебя не убивает…"

— …делает сильнее

— Именно! У нее была хорошая фестивальная история. Когда тебя отбирают на фестиваль, то словно пропускают через фильтр, сразу появляется уверенность, что ты на правильном пути.

А что вам дала работа на HBO ?

— Там была совершенно не творческая работа в отделе развития бизнеса (business development). Я отправила свое резюме, поскольку думала, что работа будет связана с кино (это было еще до режиссерских курсов). Но от самого кино я оказалась очень далеко. Если честно, это была моя самая ненавистная работа. Зато сегодня они уже назначили встречу со мной как с режиссером.

— Что хотите снять для них?

— Пока что речь идет о полном метре. Но я бы хотела снимать и американские сериалы.

— Даша, вам не кажется, что в последнее время сериалы стали популярнее, чем авторское кино?

— Да, сегодня происходит много экспериментов в этой длинной форме. Мне кажется, что на популярность сериалов очень повлияло развитие технологий, доступность. Когда ты можешь посмотреть десять серий сразу и упасть в эту черную дыру. Может, поэтому люди сегодня и меньше читают книг, и меньше смотрят авторское кино.

Кадр из фильма "Хрусталь"

— А вы читаете книги?

— Стараюсь. Тут я полагаюсь на своего мужа (муж Дарьи — нью-йоркский журналист Guy Cimbalo), который постоянно говорит: вот прочти это и это!

— И сериалы смотрите?

— Очень много смотрю и кино, и телевидение, целенаправленно по темам. Чтобы держать руку на пульсе, чтобы понимать, что происходит сегодня в кинематографе: каким может быть сценарий, жанровые истории, как они могут быть сделаны. Так ведь тоже можно учиться.

— Как американские коллеги воспринимают ваш дебют в большом кино?

— Когда ищешь деньги на кино, ответ "нет, спасибо, это не для нас" звучит часто. Но я говорила себе: "Даша, тебе нужно только одно "да", и все остальные подтянутся". Это "да" я услышала от Vice Production. Они прочитали сценарий и сказали: отлично, мы тебе поможем. Да, они не дали мне 100% финансирования, но они и не говорили мне, что и как снимать. Просто посоветовали найти еще партнеров. Ну а поскольку это был Vice, они имеют вес в индустрии, то именно их поддержка и помогла мне привлечь остальных партнеров.

— Ваш фильм автобиографичен?

— Веля (главная героиня — Прим. авт.) — это мое альтер эго. У меня много общего с этой девушкой, хотя я не такая смелая. Я бы никогда не поехала в Хрустальный и осталась бы дома, конечно. И продумала бы эту ситуацию по-другому. По сравнению со мной она более безумная. В хорошем смысле.

На съемках фильма "Хрусталь"

— Фильм выйдет в широкий прокат в Украине?

— Очень надеюсь. В Беларуси он выходит в прокат в конце августа.

— А что сейчас происходит с белорусским кинематографом?

— Всё сложно. У нас нет кинофонда. И деньги, которые выделяются государством на белорусское кино, к сожалению, распределяют чиновники. Они не хотят рисковать, поэтому ориентируются на консервативное кино, обходят самые болезненные, интересные и животрепещущие темы.

— Как в такой ситуации себя чувствует молодое поколение белорусских режиссеров?

— Мучаются всё теми же вечными вопросами: что делать, куда двигаться дальше, как развиваться, как делать хорошее кино.

— В вашем фильме сильный визуальный ряд. Мне запомнилась локация, где вы снимали вечеринку Белка-Стрелка. Что это за место с таким неимоверным количеством ленинских бюстов разных размеров?

— Это музей Заира Азгура в Минске. Этот советский скульптор на протяжении всей своей жизни лепил бюсты по госзаказу. Хочу добавить, что в фильме есть пара референсов из "Коротких встреч" Киры Георгиевны Муратовой. Я ее большая поклонница. Наша оператор из Бразилии не знала ее работ, и я много ей показывала: вот смотри, смотри!


Дарья Жук на съемках

— А кто занимался подбором одежды для героев?

Для нас было важно, чтобы все вещи были "того времени". Поэтому практически всю одежду мы покупали в секонд-хендах и на барахолках. Нам очень помогла минский дизайнер Елена Гордионок. Она редко работает в кино, но иногда делает кинопроекты. Мне повезло. Лучше нее с этой работой никто бы не справился.

— Что-то мне подсказывает, что вы уже обдумываете новый проект…

— Конечно! Этот фильм уже живет своей жизнью, пора начинать следующий. Я каждый день себе говорю: на следующей неделе приступаю!

Фестивальная история фильма "Хрусталь" только начинается. Его уже показали на фестивалях в Нью-Йорке (США), Котбусе (Германия), Таллине (Эстония), Карловых Варах (Чехия). А недавно стало известно, что лента, если будет соблюдена процедура подачи заявки, будет номинирована на "Оскар" от Беларуси в номинации "Лучший иностранный фильм".

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.