Оскар-2020: что нужно знать о режиссере Пон Чжун Хо, который снял "Паразиты"
Главным триумфатором премии "Оскар" в этом году стал южнокорейский фильм "Паразиты", который выиграл в номинациях "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший режиссёр", "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший фильм года". Тем временем HBO объявили, что снимают сериал по мотивам фильма. Что нужно знать о его режиссере Пон Чжун Хо и как "Паразиты" стали главной лентой 2019 года, рассказывает Vogue.ua.
"Паразиты" – кино жуткое и прекрасное одновременно. Сюрреалистичная картина о том, как семья бедняков устраивается на работу в семью богачей и к каким катастрофам это приводит, снята в Южной Корее за 10 миллионов долларов, и уже полгода собирает колоссальный резонанс по всему миру. Это и "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля, и шесть номинаций на "Оскар", и огромный финансовый успех – сборы "Паразитов" уже превысили отметку в 110 миллионов долларов. А еще – рейтинг на IMDB в 8,7 баллов, что огромная редкость для этого портала.
Пон Чжун Хо – самый признанный в мире южнокорейский режиссер: увлекательный рассказчик, мастер сатиры, человек с редким чувством юмора и, кстати, один из любимых режиссеров Квентина Тарантино. В мире о нем заговорили еще в 2006 году, когда его вторая полнометражная работа "Вторжение динозавра" выиграла ключевой приз кинофестиваля в Брюсселе и стала самым кассовым южнокорейским фильмом в истории. Это был хоррор о монстре, выросшем в реке Ханган в Сеуле, и в то же время аллегория режиссера на политические события в стране, в частности, размышление о присутствии американских вооруженных сил в Корее. Безжалостный юмор, изобретательный безумный сюжет и блестящее "жонглирование" жанрами (от хоррора до комедии): уже тогда стало ясно, из чего будут состоять лучшие фильмы Пон Чжун Хо.
В 2014 году постапокалиптический триллер Пон Чжун Хо "Сквозь снег" с Тильдой Суинтон в роли жуткой диктаторши Мейсон был признан одним из лучших фильмов года, а в 2017-м его "Окча" (о дружбе корейской девочки и генетически модифицированной свиньи) боролась за Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Социальное неравенство – излюбленная тема режиссера. Именно об этом фильм "Сквозь снег", действие которого происходит в жутком поезде, который мчится сквозь заледеневший мир неизвестно куда. В мире наступил Ледниковый период и выжили только те, кто нашел себе пристанище на поезде. Там царят свои правила и своя диктатура: во главе поезда богачи, живущие в роскоши, в хвосте – бедняки, которым нечего есть и которые периодически устраивают восстания и революции.
Чтобы понять особый интерес Пон Чжун Хо к социальной теме, нужно знать его биографию. Он вырос в Сеуле в успешной артистической семье – его отец графический дизайнер, дед – известный в Южной Корее писатель, а студентом он изучал социологию и был ярым участником митингов и политических акций. Последние несколько лет Пон Чжун Хо – член Рабочей партии Южной Кореи, придерживающейся левой идеологии. Вместе с коллегами по партии выступает против капитализма и за социальное равенство для всех.
Сюжет "Паразитов" он задумал еще в 2013 году и говорит, что "просто взял его из головы". "Хотя сюжет состоит из ряда специфических и самобытных ситуаций, эта история вполне могла произойти в реальном мире. Она выглядит как сюжет из новостей или социальных сетей, перенесенный на большой экран. То есть это довольно реалистичная драма, похожая, правда, на ужасающий триллер", – говорит режиссер. Семья Ким живет в жутком подвале: у них нет электричества, вай-фай они ловят у соседей сверху, а зарабатывают, складывая из картонок коробки для пиццы. С помощью поддельного диплома сын семейства втирается в доверие к семье богачей Пак, а спустя короткое время на них начинает работать вся семья, перемещаясь из своего жуткого подвала в стерильный дом семьи Пак, построенный модным архитектором. Мать готовит еду, отец становится водителем у мистера Пака, а дочка – репетитором по искусству.
Режиссер просил прессу не рассказывать, что будет дальше – можно разве что проспойлерить, что будет много крови и смеха. На "Оскар", кстати, номинированы и художники-постановщики фильма Ли Ха Джун и Чо Вон У, которые проделали огромную работу. Фильм снимали вовсе не в реальных домах Сеула: и убогое жилище бедняков, и роскошный, словно сошедший со страниц модного журнала, дом семьи Пак – это щепетильно выстроенные декорации по эскизам самого режиссера, который четко знал не просто как они должны выглядеть, а где и какая ваза должна стоять. Кстати, в интервью Пон Чжун Хо говорит, что в юности жил в еще более жутких условиях, чем бедняки в его "Паразитах", но вот на роскошный особняк, как у семьи Пак, пока не заработал, и сам находится где-то посередине этой социальной лестницы.