Татьяна Соловей о выставке Аззедина Алайя в Париже
В Париже открылась выставка Je suis Couturier, посвященная творчеству Аззедина Алайя . С ее куратором Оливье Сайяром поговорила Татьяна Соловей.
"Аззедин Алайя был страстным коллекционером, особенно много в его коллекции Vionnet, Madame Grès и Balenciaga. Я двадцать лет встречал его на аукционах, где он покупал исключительные вещи. Скажу честно – таких нет даже в коллекции Palais Galliera", – говорит Оливье Сайяр, директор Galliera и куратор Je suis Couturier ("Я – кутюрье") – моновыставки Azzedine Alaïa. Этой выставкой открывают одноименную Ассоциацию. Она располагается в его доме (это было желанием дизайнера, которое близкие друзья Карла Соццани и партнер Кристоф вон Войн воплотили в жизнь после его смерти) – там, где проходили все показы, а также находится офис, ателье и знаменитая кухня, об ужинах и обедах в кругу друзей и сотрудников на которой ходили легенды.
На выставку Оливье Сайяр отобрал 41 платье в черно-белой гамме 1981-2017 годов и выставил на подиумы без стекла и ограждения под белым, почти медицинским светом. Тонкости работы с трикотажем любой плотности и фактуры посетители могут рассмотреть до мельчайших тонкостей.
"Мне важно было показать самые вневременные вещи в карьере Аззедина Алайя. Он всегда говорил мне, что ему более интересно работать в черном цвете – он считал его самым точным", – говорит куратор, которые довел эту точность до абсолюта. Клиническая чистота мизансцены выставки работает, с одной стороны, на бессловесное и наглядное объяснение имиджа Алайя как архитектора пропорций и тела, с другой – канонизирует дизайнера. Без отвлекающих маневров вроде цвета (он присутствует в гомеопатическом количестве и теряется на общем фоне) или эффектных фото из глянцевых журналов все вещи воспринимаются вне контекста и оцениваются по тому, как сложно они сделаны.
Диагональные швы, сложный крой вещей, которые могли собираться по спирали на замок или сложно драпироваться в нужную форму, – на выставке не покидает ощущение, что Алайя не просто коллекционировал вещи великих, но и многому у них научился. Так, без слов и объяснений, он и его творческое наследие вписывается в музейный ряд выдающихся кутюрье 20 века. Именно кутюрье – вот и на стене экспозиции фраза Алайи, для которого было важно именно такое профессиональное самоопределение.
"Он единственный, кого можно поставить в этот ряд – дизайнеров-архитекторов. Алайя не стремился их повторять, скорее был одержим технической частью работы", – рассказывает на открытии Оливье Сайяр. О коллекции дизайнера, которую еще стоит разобрать и изучить, куратор говорит особенно эмоционально.
О планах на будущие проекты в Ассоциации Azzedine Alaïa пока молчат, но по настрою можно представить, какие концептуальные диалоги и игры с формой устроит здесь месье Сайяр. Это его вторая моновыставка дизайнера – первую в 2013 куратор устроил на открытие обновленного Palais Galliera. Та проходила с размахом – даже буквальным: часть экспозиции размещалась в соседнем Музее современного искусства, и для зала Матисса Алайя создал несколько платьев. Одно из них, с высоким горлом и каскадом рюшей-оригами, королевской стати и породы, присутствует и на Je Suis Couturier.
На открытии выставки атмосфера придыхания перед великими вещами разбавлялась простыми носибельными радостями о том, как прекрасно сидят вещи Alaïa. Наоми Кемпбелл, которую дизайнер по-отчески опекал в начале карьеры, не переставала снимать платья, в которых когда-то снимали ее. Синди Кроуфорд пришла с дочкой Кайей Гербер, и в камеру рассказывала о том, как первыми вещами на модельную зарплату были боди с широким поясом Azzedine Alaïa. Мама в архитектурном пальто с животным принтом и дочь в кожаном корсетном костюме с короткой юбкой выглядели равно эффектно, убедительно подтверждая очевидный, но немного забытый современной модой факт: вещи создаются, чтобы украшать.
Выставка Je Suis Couturier открыта до 10 июня 2018 в Association Azzedine Alaïa, 18 rue de la Verriere.
Читайте также: