VOGUE UA CONFERENCE
search Created with Sketch.

Что Аззедин Алайя сделал для мира моды

19 ноября 2017

На 78-м году жизни в Париже скончался кутюрье Аззедин Алайя, которого называли настоящим скульптором мира моды. Алайя никогда не скрывал своего восхищения женщинами и желания их украшать, но при этом не собирался становиться винтиком в постоянно набирающей скорость модной машине. Дизайнер всегда ценил свободу и возможность делать то, что ему хочется. Vogue.ua вспоминает жизненный путь дизайнера, а также идеи и поступки, за которые мир моды говорит ему спасибо.  

Платье как скульптура

Аззедин Алайя закончил факультет скульптуры, но быстро понял, что хорошего скульптура из него не выйдет, а вот шить платья он уже умел недурно. Работая в местном ателье и копируя там наряды Chrisitan Dior и Balenciaga, он досконально изучил французскую моду и в 1950-х уехал из родного Туниса покорять Париж. Ему повезло. Он устроился работать в Christian Dior, но проработал там всего несколько дней - в это время как раз закончилась французско-алжирская война и к выходцам из Северной Африки отношение поменялось. Но и здесь юному Алайе улыбнулась удача - его взяла к себе графиня де Блежье, у которой он работал и нянькой, и портным, и поваром.  Именно в ее доме он познакомился со многими влиятельными дамами того времени, ставшими его клиентками. 

Линад Евангелиста в платье Azzedine Alaia

Однако раскрыть свой талант полностью Алайе удалось лишь в восьмидесятых. Настроение эпохи, поведение женщин, становившихся все более самостоятельными и эмансипированными, совпадало с видением красоты самого Алайи - фаната подчеркнутого и "сильного" силуэта. Его даже называли Королем облегания, ведь его платья сидели как вторая кожа и лепили из женского тела скульптуру. Фанатки таланта Аззедина Алайи не переставали восхищаться его умением делать наряды, которые подчеркивают их фигуры, но при этом мастерски скрывают все лишнее. 

Карла Бруни на шоу Azzedine Alaia осень-зима 1991/1992

Клаудия Шиффер в шоу Azzedine Alaia осень-зима 1991/1992

Для самого Алайи в создании одежды было важно абсолютно все - крой, форма, ткани, пропорции. С последними он работал особенно виртуозно, подчеркивая в правильных местах талию, корректируя длину шеи с помощью высоты воротника или визуально вытягивая силуэт благодаря правильной подобранной длине.

Женщина как муза

Алайя никогда не гнался за модными тенденциями, а отталкивался от того, чего хочет женщина. Он вдохновлялся их красотой, желаниями и поведением. Например, одной из его самых верных клиенток была Грета Гарбо, а французская актриса Арлетти как раз и стала той музой, вдохновившей Алайю на создание фирменного обтягивающего платья Azzedine Alaia. В своих интервью он нередко рассказывал: "Она любила узкую одежду и ей все всегда казалось свободным, но при этом она не понимала аксессуары и научила меня не отвлекаться на лишнее, сосредоточившись на главном - на платье".

Грейс Джонс и Аззедин Алайя

Еще одной из самых главных женщин в его жизни стала Наоми Кэмпбелл, точнее Алайя стал одним из ключевых мужчин для нее. Дизайнер относился к ней как к дочери, всячески поддерживая на начальном этапе карьеры, а она называла его просто папой. Не менее нежно к Алайе относились и другие супермодели 1990-х, включая Кристи Тарлингтон и Линду Евангелисту. Все они по первому кличу дизайнера были готовы примчаться в Париж и принять участие в его показе. Это была взаимная любовь, честная и безграничная.

Аззедин Алайя и Наоми Кэмпбелл
Мода как искусство

Для Аззедина Алайи мода всегда была как искусство. Он никогда не гнался за сверхприбылью, а в 1992 году и вовсе заявил, что покидает официальное расписание Парижской недели моды, а коллекции будет показывать лишь тогда, когда посчитает нужным. Устройство современной модной системы он описывал предельно четко: "Дорога в пустоту", не соглашаясь с тем, что дизайнер должен создавать порой до 12 коллекций в год. Сам он показывал не больше четырех и тогда, когда считал нужным. Последнюю он представил прошлой осенью и модный мир снова заговорил о возвращении Короля облегания.

Сам дизайнер чрезвычайно сильно ценил личное общение. Любил работать с клиентами и самостоятельно проводить примерки, которые нередко превращались в шумные и веселые вечеринки. Веселиться Аззедин Алайя любил, ведь это была свобода, ради которой он был готов на все.  

Читайте также:

Супермодели и не только: лучшие рекламные кампании Versace 1980-90х

Еще в разделе Персона

Популярное