Спутники искусства: интервью с арт-дилером Игорем Абрамовичем
Специально для арт-номера Vogue UA главные украинские кураторы рассказали о закулисье художественной жизни страны. Третий герой – Игорь Абрамович, самый успешный арт-дилер страны и представитель Украины на всех ключевых аукционах, Sotheby ’ s , Phillips и Christie ’ s .
В июне во Львове открылась выставка Show Promise. Три этажа Львовского дворца искусств заняты произведениями современных украинских мастеров: видеоарт, монументальная скульптура, фотография, 3D-графика, живопись. Всего 35 художников – от суперзвезд Бориса Михайлова и Александра Ройтбурда до молодых Назара Билыка и Романа Минина. Посмотреть выставку во Львов прилетел куратор Центра Помпиду Николя Луччи-Гутников по приглашению арт-фонда Zenko Foundation (Николя занимается расширением и популяризацией коллекции музея). Абрамович мыслит масштабно: в 2013 году он был куратором выставки Contemporary Ukrainian Artists в Saatchi Gallery в Лондоне, а теперь говорит, что следующий шаг — Tate и MоMA. Сейчас он заканчивает работу над англоязычной версией масштабного издания "25 лет присутствия", посвященного украинскому современному искусству периода независимости.
Игорь Абрамович – энергичный и неутомимый: кажется, проблемы его боятся и решаются сами собой. Опоздав минут на 20, он залетает в Институт проблем современного искусства, где запланирована съемка и интервью для Vogue UA, и за пару минут решает все вопросы. Дает указания сотрудникам, проводит меня в кабинет, где нагружает пятью альбомами по искусству ("посиди почитай"), успевает бегло рассказать все свои новости ("открываем новые музеи в Ужгороде и Львове, ведем переговоры с Tate Modern, будем делать с Романом Мининым мурал на Таймс-сквер в Нью-Йорке").
В искусство Игорь Абрамович пришел человеком зрелым: отслужил в армии, поработал в студии звукозаписи на родном Донбассе, руководил строительным бизнесом и занимался автоперевозками. История о том, как Абрамович увлекся искусством, достойна отдельного тома – ее хорошо бы описал земляк Игоря Сергей Жадан. В 1999 году у Абрамовича была компания, которая занималась автоперевозками, и как-то раз в нее позвонил куратор Александр Соловьев, которому нужна была машина для перевозки картин из Киева в Одессу. Так постепенно началось вхождение Абрамовича в мир современного украинского искусства, Игорь даже купил спецмашины для перевозки работ – "дорогущие, но очень удобные". Дело у Игоря не спорилось, и поэтому спустя три месяца он приобрел свою первую картину в коллекцию – у Олега Тистола. "Потом – Ройтбурд, Гнилицкий, Цаголов, Ралко, Будников. У меня было около десяти имен в списке, и я за год собрал их всех".
Сегодня как арт-дилер Абрамович участвует во всех ключевых аукционах (Sotheby's, Phillips), перемещаясь из Лондона в Нью-Йорк, а из Нью-Йорка в Париж. На данный момент Игорь самый успешный арт-дилер в стране: его рекорд – картина Анатолия Криволапа "Конь. Вечер", которую в 2013 году он продал на аукционе в Лондоне за 186 тыс. долларов. Это рекорд не только Абрамовича, но и страны – самая дорогая украинская картина, когда-либо проданная.
Успех Игорь объясняет личным подходом к делу. Например, в случае с продажей картины Криволапа он не поленился и поехал в гости к американскому коллекционеру, который эту картину купил, – чтобы узнать историю, которая стоит за покупкой. "Оказалось, в юности этот человек работал в Украине, среди прочего бывал и в Яготине. Его очень впечатлила местная природа и некоторое время он там жил. Там и познакомился с творчеством Анатолия Криволапа, ценителем которого является до сих пор"
К кураторству Абрамович тоже подходит со страстью: первая выставка, которую он курировал, прошла в 2009 году в Москве и была посвящена Олегу Тистолу – одному из самых любимых его художников. О Тистоле Абрамович написал и дипломную работу в НАОМА. "Это будет совсем маленькая работа, – отговаривали его преподаватели. – Возьмите кого-то из классиков". – "Нет уж. У меня будет большая", – заявил упрямый Абрамович. Тистола, Криволапа, Билыка, Минина и еще с десяток художников сегодня можно купить только через Абрамовича: у Игоря с ними не только деловые, но в первую очередь "дружеские отношения".
Сводить роль Игоря только к продажам нельзя: он издает книги и каталоги по украинскому искусству и со свойственной ему энергией продвигает украинских художников на Западе – да так, что те не успевают делать работы на заказ. "Зайдите в мастерскую к Роме Минину или Назару Билыку – у них нет готовых работ, настолько высок спрос на них среди коллекционеров, как украинских, так и западных".
Минин и его шахтерская тема, например, очень полюбились бельгийцам: один коллекционер из Брюсселя купил несколько работ на Kyiv Art Week в 2016-м, а в этом году устроил выставку Минина в своей брюссельской галерее. "Мэр города увидел монументальные витражи Романа – и заказал ему мурал, причем отдал под него стену возле Королевского оперного театра". На очереди – небоскреб на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Кроме того, сейчас Игорь курирует книгу об украинском искусстве ХХ – ХХI века, которую пишет американский искусствовед Алла Розенфельд, и открытие музея современного искусства в Ужгороде. "Коллекционеры – вот кто строители главных музеев по всему миру. Вспомните Пегги Гуггенхайм,Эрнста Бейелера, Жана Пола Гетти или нашу украинскую династию Терещенко".
Украине нужен музей современного искусства – и свой Гуггенхайм.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Lesha Lich
Стиль: Venya Brykalin
Макияж, прически: Vitalia, Viktoriya Bachinskaya
Ассистент стилиста: Valerie Kondruk
Продюсер: Vika Yukhymenko
Читайте также:
Спутники искусства: интервью с куратором Людмилой Березницкой
Спутники искусства: интервью с куратором Александром Соловьевым