Кинопродюсер Ирина Костюк о "Мавке", самом амбициозном мультфильме в истории Украины
Кинопродюсер Ирина Костюк готовится к релизу "Мавки" – самого амбициозного и дорогого мультфильма в истории Украины.
Премьера "Мавки" – только в 2020 году, но уже в мае на кинорынке Marche du Film в рамках Каннского фестиваля Ирина Костюк с командой подпишет договоры на прокат мультфильма по всему миру. На главных мировых питчингах – Cartoon 360 в Барселоне, Cartoon Movie в Бордо и Саммите анимации и спецэффектов в Лос-Анджелесе – украинская "Мавка" проходит под знаком "хит" – это высшая оценка, которую ставят кинопродюсеры, агенты по продажам и дистрибьюторы.
В том, что за качественной анимацией будущее, уверена и Ирина Костюк, и ее муж, украинский теле- и кинопродюсер Сергей Созановский, совладелец киностудии FILM.UA Group. Несколько лет назад он открыл в рамках FILM.UA Group студию Animagrad, которая снимает анимацию и для Украины, и для международного рынка. Первый полнометражный проект Animagrad – мультфильм "Викрадена принцеса" – этой весной побил рекорды проката, собрав 800 тысяч долларов за первый уик-энд. Для сравнения: мультфильм "Тайна Коко", который в этом году получил "Оскар", собрал 380 тысяч, "Тачки‑3" – 600.
С "Мавкой" Костюк планирует не только побить рекорды в Украине, но и покорить мир. Масштабы – соответствующие. Музыку для "Мавки" писала "ДахаБраха", самая известная украинская группа в мире. Рисуют мультфильм сто художников (аниматоры, 3D-дизайнеры, моделлеры, сторибордисты), а сценарий периодически отправляют "скрипт-докторам" в Штаты – чтобы доработать детали, диалоги и сделать их конкурентоспособными.
Важный аспект "Мавки" – этнография. Поскольку "Лісова пісня" показывает обряды, привычки и мифы, царившие на Волыни, команду фильма консультирует целая группа этнографов из Музея Гончара, Украинского института истории моды и с кафедры фольклористики университета им. Т. Г. Шевченко – чтобы украинские обряды и верования были интерпретированы в "Мавке" правильно. "В фильме есть любопытный обряд – праздник встречи Весны. В Музее Гончара нам показали, как правильно водить хороводы во время веснянок – у хоровода, как оказалось, есть определенная драматургия". Некоторым веснянкам, которые прозвучат в мультфильме, – 1000 лет. За костюмы в "Мавке" отвечает дизайнер Ольга Навроцкая. Ирина Костюк рассказывает, что за тот год, что идет работа над "Мавкой", она стала специалистом по орнаментам, которые мастера на Волыни наносили на женскую одежду; узнала, как подпоясывались молодые девушки, как вязали венки и какие платки носили. Увлеченность "Мавкой" легко считать в кабинете Костюк: в углу – большая старинная скрыня, купленная на Волыни; на столе – книги по этнографии, а также по истории студии Disney. На стене, рядом с картинами украинских художников, висит темно-зеленый ковер – его выткали мастера Решетиловской фабрики в Полтавской области. Накануне премьеры "Мавки" такие поступят в продажу – мультфильм будет сопровождать масштабная мерчандайзинговая кампания.
Но "Мавка" – не единственный проект Костюк. На FILM.UA Group она ведет несколько проектов: сериалы, реалити-шоу и полнометражные фильмы. Сериалы производства FILM.UA уже не первый год удачно экспортируют. "Один из самых успешных проектов, который придумали на нашей студии – "Нюхач", первый украинский сериал в каталоге Netflix"*
"Я читаю все сценарии, которые приходят на почту. Мне постоянно кажется, что я пропущу что-то классное, упущу нашу "Игру престолов". Верю, что хороший сценарий может прийти, откуда ты его совсем не ждешь"
Костюк говорит, что терпеть не может диджитал-детокс, а в отпуске отвечает на письма и читает сценарии. "На теле- и кинорынках в Каннах встречи проходят каждые полчаса, а это значит, что у тебя по 10‑12 встреч в день. Работая в медиа, нельзя останавливаться". К этому Ирина приучила и семью: "Наша дочь знает, что у нее медиасемья и родители не будут приходить домой в 18:00".
Ирина Костюк – один из самых опытных продюсеров в стране. В 20 лет она начала карьеру на телеканале "Интер", где прошла путь от ассистента руководителя киноредакции до специалиста по закупкам зарубежного контента. В 2010-м пришла на "ТЕТ" генпродюсером, где отвечала за перезапуск канала. "Одним из первых, что я сделала, придя на "ТЕТ", – закрыла жуткую передачу "Дом‑2"".
Четыре года назад Костюк пришла на студию FILM.UA Group с целью создавать контент для молодой аудитории. Так, скоро на студии откроется производство международных сериалов. "Мы живем в суперинтересное время. Идет полная трансформация вкусов – люди смотрят сериалы на стриминговых каналах. Работает принцип бинджвотчинга (от англ. binge – "запой" и to watch – "смотреть") – это когда смотришь весь сезон без перерыва. Новые сериалы создаются с расчетом на то, что ты включишь и посмотришь все сразу, поэтому принципы сторителлинга сейчас новые. Это ставит перед нами интересные вызовы".
Сама Костюк сериалы не любит – говорит, насмотрелась их, когда закупала контент для "Интера" и "ТЕТ". Разве что ждет новый сезон "Рассказа служанки", который выходит 25 апреля.
*уточнение к материалу "Снимите это немедленно" (стр.98-99), журнал Vogue UA май 2018:
В тексте в печатной версии допущена ошибка. Ирина Костюк не является продюсером сериала "Нюхач". Автор сериала "Нюхач" – Артем Литвиненко, продюсер – Виктор Мирский.
Видеография: SERHIY MORGUNOV
Стиль: VENYA BRYKALIN
Текст: ДАРЬЯ СЛОБОДЯНИК