Планы на выходные: выставка о правах женщин в IZONE
До 1 ноября включительно в арт-пространстве IZONE проходит выставка Out of scope, посвященная вопросам гендера и правам женщин. Почему нужно ее увидеть – читайте в материале vogue.ua
1."Работая над проектом, я вдохновлялась историей жизни судьи Рут Гинзбург с ее активной позицией по вопросам гендерной дискриминации, – говорит куратор Алиса Нанавова. – Интересно, что в ее делах присутствовала и дискриминация по отношению к мужчинам, как в случае выплат (и невыплат) пособия для детей вдовцам. Именно Рут предложила заменить слово sex в английском на термин gender, чтобы не отвлекать судей. Ее история послужила основой для фильма On the Basis of Sex, а после смерти Рут Гинзбург игроки NBA надели белые воротнички (фирменный аксессуар Рут) поверх черных футболок в ее честь". Также, по словам куратора, ее поразило исследование "Должна ли женщина быть голой, чтобы попасть в музей?": оказалось, что в Метрополитен-музее лишь 5 % экспонатов созданы художниками-женщинами. Зато 85 % всех работ в музее так или иначе содержат обнаженные женские образы.
2. Одна из работ на выставке – портрет "Революционерки" Александра Ройтбурда из серии "Копии для замены". Работа Ройтбурда является копией картины Юлия Бершадского с одноименным названием. Бершадский написал свою "Революционерку" под влиянием событий 1905 года. Он изобразил ее в строгом черном платье – никаких аксессуаров, ничего яркого, минимум тела. Это полотно имело огромный успех, потому что было созвучным мыслям интеллигенции того времени и передавало метаморфозы образа женщины. С другой стороны, серия живописных полотен Александра Ройтбурда "Копии для замены" (2018) была выполнена автором в стиле супрематизма на основе коллекции работ Одесского художественного музея. К их написанию Ройтбурда побудил конфликт вокруг его избранния на должность директора Одесского художественного музея. Ройтбурда подозревали в намерениях воссоздать наиболее ценные работы из фондов музея, а оригиналы – продать. Художник решил ответить на эти обвинения и ... скопировал картины. Якобы преступный умысел, который приписывали художнику, превратился в художественный акт.
3. В экспозиции представлена серия работ Маши Шубиной, уже знакомая нашим читателям. Маша пишет автопортреты уже более десяти лет. Для нее это возможность изучить себя, наблюдать собственные изменения и трансформации. В качестве личной рефлексии художница написала несколько автопортретов под стеклом. Издалека работы выглядят как изображения Шубиной, но если подойти ближе, посетители видят свое отражение. С такими объектами хочется взаимодействовать.
4. Среди новых работ, представленных в рамках проекта, серия графики Марины Скугаревой "Нижні сади", начатая в 2019 году. "Нижні сади" – это название старого причала в Осокорках, где находится дача художницы. Герои ее рисунков – все, кто бывали на этой даче: друзья и соседи, рабочие и садовники. Это можно назвать ботанической серией. Марине нравятся ботанические атласы, на ее рисунках люди помещены рядом с реальными или воображаемыми растениями.
5. В проект Out of Scope также включена новая серия работ художницы Алевтины Кахидзе, основанная на исследовании British Council. Алевтина не впервые визуализирует статистику, опросники и исследования. Она видит свою роль в том, чтобы придать этой изученной реальности визуальную форму. Так и в случае сотрудничества с British Council художница будто отправляется в путешествие с миссией рассказчицы. И это путешествие включает изучение многостраничного отчета, постоянной связи с исследовательницами для уточнения важных моментов. То есть в этой работе речь шла не о "большой" свободе художника, а о попытке точно передать цифры и связи социальной, культурной и экономической сфер.