До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Глубоко копает: интервью с художником Вовой Воротневым

Медитация и шахтерская тематика, слоганы для футболок и троллинг в соцмедиа, инсталляции и фланерство – у художника Вовы Воротнева получается объединить все.

Текст: Татьяна Соловей

Реклама

Вова Воротнев – украинский художник, который невольно стал копирайтером прорыва украинских дизайнеров на международной сцене. Антон Белинский на конкурс LVMH в 2014 году поехал с коллекцией вещей в супрематистской палитре Малевича и слоганом Poor but Cool авторства Воротнева. Фразу с восторгом цитировала международная пресса и инсайдеры, связав ее с творческим подъемом закаленной в борьбе революции украинской нации.

Вова Воротнев

Свой слоган Воротнев разрешил творчески использовать другу-дизайнеру в конкурсной коллекции. В изначальном варианте слоган был вписан в орнамент двойного С, напоминающий логотип Chanel. Простые черно-белые футболки с ним разлетелись среди творческой тусовки Киева с немыслимой скоростью. Как, впрочем, и остальные вещи с его слоганами вроде перевернутой надписи KIEV шрифтом IKEA. С последней случилась неприятная история: идею логотипа у Воротнева нетворчески позаимствовал новый бренд одежды в стилистике спортивного гоп-шика, с декларациями проблем ЛГБТ-сообщества Восточной Европы. Для ясности: на фотосессии для Vogue UA мы сняли художника в футболке оригинальной версии.

Коллекция Антона Белинского со слоганом Poor But Cool

Всю эту игру с известными надписями и логотипами Воротнев называет "ремеслом, которое позволяет не ходить в офис". Работу графического дизайнера он оставил в 2008-м, став свободным художником. Но этот понятный и броский, как блокбастер, "мерч" с футболками и свитшотами – доказательство его таланта емко и смешно комментировать реальность: как в лаконичном фейсбучном посте "siri голоси", так и в арт-проектах вроде недавнего "ЗА/СХІД". С 28 апреля по 1 июня художник прошел около 1 000 км из родного шахтерского Червонограда на западе в другой шахтерский город – Лисичанск – на востоке с куском угля. Уголь подарил местному краеведческому музею, обстоятельства придорожного быта во всей постсоветской красе документировал на @za_s_xid.

Проект "ЗА/СХІД"

"Это один из самых важных проектов последнего десятилетия. Соединение востока и запада простым жестом пешего перехода. При этом не в духе баннера "Єдина Країна", без декорирования условного сходства", – рассказывает куратор Катерина Филюк. В этом проекте она видит отсылку к образу Григория Сковороды – главного бродячего философа Украины.

Идея проекта возникла во время участия в инициативе "ДЕ НЕ ДЕ", проходящей под хештегом #любитазнайсвійріднийкрай. Ее участники – художники, кураторы и искусствоведы – посещают отдаленные города Украины, исследуя процессы "ленинопада" и трансформации исторической памяти. Одним из результатов стала выставка архитектурных макетов реальных и воображаемых объектов в краеведческом музее Лисичанска в ноябре 2016-го. Воротнев вместе с 20 художниками исследовали три города – Северодонецк, Лисичанск и Рубежное, которые в советской идеологии объединялись в конгломерат Светлоград.

Бутик G.Style Luxury Outlet, оформленный Вовой Воротневым

По единодушному выбору трех кураторов – Катерины Филюк, Лизы Герман и Марии Ланько – продолжение проекта представлено на Фестивале молодых украинских художников в "Мыстецком Арсенале". Кабинет путешественника со схематической обстановкой и музейной витриной с куском угля из Лисичанска посетители "Арсенала" наблюдали весь октябрь. В это время сам художник занимался изучением близкой ему шахтерской темы на арт-резиденции в Ливерпуле (портовый центр индустриального севера Англии) в рамках программы SWAP: UK/Ukraine Artist Residency! Британского Совета в Украине – и зимой представит результат в Киеве. "Мы потерялись в абстрактных универсалиях. Лишь то, что говоришь о собственной жизни, может стать универсальным опытом", – объясняет свой интерес художник.

"Праздничная побелка", PinchukАrtСentre, 2013 (автор – Вова Воротнев)

Куратор Лиза Герман называет Воротнева "вечным молодым художником": "Он не представляет какое-то отдельное движение, переосмысливает свое место и постоянно ищет, как соотнести себя с современной культурой".

"Если три часа идти вперед, что-то случится – в голове. Это простая, как палка, медитация"

Яркие примеры этого переосмысления обеспечили художнику репутацию интеллигентного тролля. Среди его жестов – раскачивание полемики о красоте муралов со вбрасыванием в дискуссию понятия "арт-загрязнения среды" или лаконичный комментарий на тему всеобщей феерии по поводу брендирования Киева "Новым Берлином" (пост на "Фейсбуке" и принт на футболке в виде известной карикатуры убегающего из Киева в Берлин в 1918 году гетмана Скоропадского).

С Киевом у Воротнева особая история. Его арт-проекты начались с увлечения граффити 20 лет назад. Свои работы он подписывал Lodek, а процесс поиска стен называл "фланерством" – "чтением" городской среды. К 2010 году выпускнику философского факультета стало тесно в рамках искусства граффитчиков. Он начал экспериментировать с форматами, а траектория фланерства расширилась от Киева до Европы. "Если три часа идти вперед, что-то случится – в голове. Это простая, как палка, медитация".

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.