Екатерина Рошук о выставке "О времени: мода и продолжительность" в музее Метрополитен
Екатерина Рошук сейчас находится в Нью-Йорке и специально для vogue.ua отправилась на одну из главных выставок этого года – "О времени: мода и продолжительность", которая открылась в музее Метрополитен.
Выставка "О времени: мода и продолжительность" должна была открыться еще в мае 2020, но из-за пандемии это произошло только 29 октября. Коронавирусный кризис замедлил мир. Фактически поставил его на паузу. Мы все стали по-другому чувствовать время, отчего тематика этой экспозиции, задуманной и анонсированной задолго до пандемии, звучит вдвойне символичнее.
Выставка Института костюма изучает 150 лет моды. Как одежда создает ассоциации, которые объединяют прошлое, настоящее и будущее. Изучает время сквозь моду и моду сквозь время. Для этого кураторы используют концепцию la durée (длительность) французского философа, лауреата Нобелевской премии по литературе 1927 г. Анри Бергсона. Главный экспонат – одежда черного цвета. Черный – самый требовательный цвет, с которым практически невозможно скрыть недостатки и при этом он никогда не терял своей актуальности. Выбор цвета авторы выставки объясняют желанием подчеркнуть изменения в силуэте. В этом зале встречаются образы абсолютно из разных эпох, которые просто невозможно представить вместе – от траурного платья середины 19 века до легендарного маленького черного платья Chanel и нарядов, которые Раф Симонс создавал на посту креативного директора Christian Dior.
Исключением стало белое платье из кутюрной коллекции Viktor & Rolf весна-лето 2020, созданное из переработанных материалов. Оно закрывает выставку и служит символом будущего моды, где главное – это общность, взаимодействие и устойчивость.
Икона феминизма, всемирно известная британская писательница Вирджиния Вульф выступает в роли "незримого рассказчика" события. Организаторы выставки вдохновлялись ее романом "Орландо" о юноше, прожившем 350 лет и превратившемся в женщину, а куратор экспозиции Эндрю Болтон и вовсе называет ее духовной опорой проекта, ведь звуковое сопровождение выставки – это отрывки из романа, которые зачитывают Николь Кидман, Джулианна Мур и Мэрил Стрип.
The Met описывает событие так: "Хронология разворачивается в двух смежных галереях, созданных в виде огромных циферблатов и организованных по принципу 60 минут моды". Каждая "минута" представлена парой предметов одежды. Чтобы проиллюстрировать концепцию длительности Бергсона – прошлое здесь очень близко сосуществует с настоящим. Каждая пара предметов одежды связана формой, мотивом, материалом, узором, техникой или декором. Например, платье Paco Rabanne 1968-го года здесь соседствует с не менее футуристичным образом Noir Kei Ninomiya 2012 года, аккуратное платье Jil Sander авторства Рафа Симонса здесь встречается с творением королевы драпировок Мадлен Вионне из 1920-х, а пышный наряд авторства Чарльза Джеймса неожиданно встал в пару с образцом современности и технологичности – платьем Iris van Herpen, созданным из пленки. Примечательно, что каждый такой дуэт не просто демонстрирует связь времен и эпох, а заставляет про каждую из них узнавать и читать больше.