КУПИТИ КВИТКИ

Куратор Александр Соловьев о выставке "FLASHBACK. Українське медіа-мистецтво 1990-х"

1 марта в "Мыстецком Арсенале" открывается выставка, посвященная украинскому медиаискусству 90-х годов. В десяти залах кураторы представляют больше 100 работ, от знаковых видео Александра Гнилицкого до экспериментов Александра Ройтбурда. О "забавах" художников, которые переросли в полноценное направление в истории украинского искусства, Vogue.ua рассказал сокуратор выставки Александр Соловьев.

Александр Соловьев
Как все начиналось?

Девяностые годы в украинском искусстве прошли под знаком медиаарта. Видео телевизионщики снимали и до этого, но в эти годы оно пришло именно в украинскую арт-среду. В начале для художников это была забава, эксперимент, но спустя годы стало мейнстримом. Повлияло еще и то, что искусство в этот период ушло со "стен" и вошло в пространство: пришло время инсталляций. Видео становилось их частью.

Реклама.
Арсен Савадов, Георгий Сенченко, "Голос любви", 1994

Формально первый опыт видеоарта случился во Львове. Игорь Подольчак и Игорь Дюрич, работавшие под грифом "Фонд Мазоха", в 1991 году сделали проект "Art in space", запустив на станцию "Мир" свои графику и рисунки. Рисунки, как и космонавты, которые их представляли в небольшом репортаже, летали в невесомости, а художники таким образом размышляли об утрате значимости искусства, которая наблюдалась в девяностые.

Какую роль в развитии видеоарта сыграли художники сквота "Парижская коммуна"?

В Киеве медиаискусство родилось именно в стенах Парижской коммуны. Я хорошо помню день, когда Александр Гнилицкий снял видео "Спящая красавица в стеклянном гробу" – по сути, это было началом видеоарта в Киеве. В один из дней марта 1992 года он пошел на Сенной рынок, притащил оттуда кучу оргстекла, эпоксидную смолу, пришел на Паркоммуну и начал там экспериментировать. У Гнилицкого на Парижской коммуне было несколько комнат, и одну из них он переоборудовал в видеостудию. Камеру привез из Нью-Йорка Арсен Савадов: в 1992 году у них с Георгием Сенченко была большая выставка в Сохо. Они привезли из Штатов массивную, хорошую камеру, которую и одолжили Гнилицкому. Гнилицкий сам смастерил стеклянный гроб, а роль невесты, лежащей в нем, играла его тогдашняя супруга Наталья Филоненко. И сегодня это видео воспринимается как смелый эксперимент. Через год Гнилицкий вместе с Филоненко и Максимом Мамсиковым сняли свое резонансное видео "Кривые зеркала", сексуальные импровизации на тему воображаемой "шведской семьи". Оба этих видео можно будет увидеть на выставке в Мыстецком Арсенале.

"Кривые зеркала", Александр Гнилицкий, 1993 год
О самых дерзких работах

Широкая аудитория знает Александра Ройтбурда как живописца, но в 1990-ые годы он много экспериментировал с другими визуальными формами, в том числе и с видео. В 1998 году он снял фильм "Психоделическое вторжение броненосца "Потемкин" в тафтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна". Кадры из знаменитого фильма Эйзенштейна он дополнил сюрреалистичными сценами, снятыми в одесской художественной среде. Вышло смело. Премьера была на выставке в Художественной музее. В одном из залов висела огромное полотно классика соцреализма Леонида Мучника, представителя официального искусства: на эту "официальную" картину, запечатлевшую похороны потемкинцев, Ройтбурд проецировал свое видео. Соединение официального и экспериментального, света и цвета, статики и движения – в итоге получился интересный симбиоз. На выставке был известный европейский куратор Харальд Зееман. Перформанс Ройтбурда его так впечатлил, что тот пригласил его в основной проект Венецианской биеннале в 2001 году. Сейчас это видео в коллекции нью-йоркского MOMA.

Как смотреть выставку

Видео, сделанные художниками в девяностые и записанные на VHS, сегодня более-менее оцифрованы – в принципе, их можно просто посмотреть на компьютере. Но у нас нет цели показать зрителю весь архив, скорее интересно поместить все это в выставочное пространство: как одна работа сочетается с другой, как резонируют друг с другом залы и темы. Даже профессионалу, чтобы посмотреть все видео на нашей выставке, нужно часов 5, не меньше – но цели утомить зрителя у нас нет. Можно пропускать что-то, что-то просто смотреть, не надевая наушники, к чему-то возвращаться. Кому-то, учитывая развитие новых технологии, видео 90-х может показаться наивным, но в нем есть особая поэтичность и своя эстетика. Эти работы с сильной печатью времени, многие из них довольно жесткие – они действительно рефлесируют жизнь того непростого десятилетия.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.