5 главных выставок женщин-художниц в 2020 году
Будет ли 2020 годом женщин в искусстве? Этим вопросом в начале года задаются главные медиа об искусстве. Ответ на этот вопрос вряд ли знают критики, но точно знают художницы. Большая ретроспектива величайшей художницы итальянского барокко Артемизии Джентилески, Марины Абрамович и звезды Венецианской биеннале-2019, фотографа из ЮАР Занеле Мухоли – билеты на эти выставки стоит бронировать уже сейчас.
Self Portrait as Saint Catherine of AlexandriaС апреля по 26 июля, Национальная галерея, Лондон
"Я покажу вам, что может сделать женщина". Артемизия Джентилески – самая успешная итальянская художница времен барокко. Ее меценатами были Козимо II Медичи и Карл I, она путешествовала по миру и стала первой в истории женщиной – членом Академии искусств во Флоренции, бросив вызов всем общественным стереотипам своего времени. Джентилески в 19 лет пережила изнасилование, унизительный судебный процесс произвел на художницу столь тяжелое впечатление, что с тех пор она писала только властных женщин: на ее самых известных картинах изображены Юдифь, царица Савская и Клеопатра. В Национальной галерее в Лондоне пройдет первая крупная выставка работ Артемизии в Великобритании: покажут не только самые известные картины, в том числе две версии ее культовой и жестокой "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"; а также ее автопортреты и недавно обнаруженные личные письма.
Ntozakhe II, Parktown 2016 Courtesy the artist and Stevenson Gallery © Zanele MuholiС 29 апреля по 18 октября, Tate Modern, Лондон
Невероятной силы и эстетики черно-белые портреты снимает фотограф и социальная активистка из ЮАР Занеле Мухоли. Она изображает в своих работах темнокожих лесбиянок и геев, представителей квир-сообщества, транссексуалов, а также снимает документальные фильмы. В них она говорит о преступлениях на почве ненависти к гомосексуалистам, совершающихся в Южной Африке, – с чем довелось столкнуться и ей самой. Работа Мухоли бросает вызов патриархальным идеологиям и представлениям: художница показывает своих героев красивыми и уверенными, смело смотрящими в лицо предрассудкам, нетерпимости и, зачастую, насилию. Позиция Мухоли сегодня звучит на весь мир: в 2019 году она стала главным открытием биеннале в Венеции, а в этом году ее первая персональная выставка пройдет в Tate Modern.

С 10 июня по 24 августа в Центре Помпиду
Американская художница Элис Нил писала трогательные портреты (ее кисти принадлежит один из самых знаменитых портретов художника Энди Уорхола), снялась в фильме Джека Керуака, дружила с битниками. Из своей домашней студии в Гарлеме Элис рисовала жизнь вокруг нее в середине 20-го века: обычных детей, которые стучались в ее дверь, интеллектуалов, писателей, танцоров, мелких гангстеров, активистов и волонтеров. Она родилась в 1900-м, умерла в 1984 и была ровесницей века. О ее жизни и творчестве – большая выставка в парижском центре Помпиду.
Self Portrait as Saint Catherine of AlexandriaС 4 сентября 2020 по 17 января 2021 в музее Гропиуса Бау, Берлин
Яёи Кусама – самая знаменитая японская художница в мире. Если вы не знаете ее имени, то наверняка видели ее знаменитый "узор в горошек" – на картинах, в инсталляциях или сумках Louis Vuitton, или читали о ее "зеркальной комнате" – сюрреалистичной инсталляции, которую показывают в музеях по всему миру. В этом году пройдет самая большая в истории ретроспектива Кусамы: сначала – в музее Гропиуса Бау в Берлине, потом переедет в Кельн, а после в Базель. На выставке покажут как зеркальную комнату, так и ранние скульптуры Кусамы.

Ulay / Marina Abramović, Rest Energy, 1980 © Marina Abramović.
С 26 сентября по 8 декабря, Королевская академия, Лондон
"Публика – это мое зеркало, и я – зеркало моей публики, – говорит Марина Абрамович. – У всех есть травмы, у всех есть одиночество, у всех есть страх смерти, у всех есть боль". Марина Абрамович – самая известная женщина-художница в мире, основательница жанра перформанса, которая уже более 60 лет исследует отношения между публикой и аудиторией и испытывает возможности своего тела. Осенью на выставке в Королевской академии в Лондоне покажут некоторые из самых известных работ Абрамовича они будут воссозданы ее протеже из Фундации Марины Абрамович, в том числе "Дом с видом на океан" (2002), для которого она жила на поднятых платформах в галерее в течение 12 дней без еды и разговоров, и Imponderabilia (1977), в которой она ее партнер Улай стоял голым в дверях галереи в течение нескольких часов, пропуская и выпуская сквозь себя зрителей.