До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Выживут только художники: 3 главных перформанса Марины Абрамович и Улая

2 марта на 76-м году жизни умер Улай – легендарный немецкий художник, соавтор и партнер самых известных перформансов Марины Абрамович. Они познакомились в 1976 году в Амстердаме: путешествовали по миру, когда были бедными и еще неизвестными художниками; провели вместе ряд перформансов, которые вошли в историю, вместе стали звездами современного искусства. Художники разошлись в 1988 году. Их последним перформансом стал проект "Влюбленные": оба прошли по Великой Китайской стене, начав с разных сторон и встретились посередине, изначально планируя в этот момент пожениться, но в итоге расстались прямо во время акции.

Марина Абрамович и Улай

Долгие годы художники были в ссоре, в том числе и из-за некрасивого расставания: Улай изменял Марине и в итоге женился на девушке из Китая, которая от него забеременела. После расставания пара долго и публично делила права на свой огромный архив перформансов и их документации – права не только материальные, но и интеллектуальные, и Марина Абрамович даже выплачивала Улаю процент от дохода за свои работы. В 2017 они помирились, а Улай сказал: "Все грязное и уродливое между нами осталось позади. На самом деле наша история – очень красивая история".

Реклама
Марина Абрамович и Улай в 2010 году

Кстати, свою болезнь художник в какой-то степени также превратил в искусство. Чуть более 10 лет назад у Улая обнаружили онкологическое заболевание. Весь процесс лечения он запечатлел в документальном фильме "Project Cancer: Ulayʼs journal from November to November", а в 2014 году объявил, что вылечился. 2 марта 2020 года Улай умер в Любляне, а Vogue.ua вспоминает три трогательных перформанса Марины и Улая, без которых невозможно представить себе современное искусство.

"Смерть себя", 1978

Художники и некогда возлюбленные – Марина Абрамович и Улай – провели множество совместных перформансов, транслируя через искусство все тонкости и сложности любовных отношений. Их перформансы были жесткими, эмиональными и трогательными, но в первую очередь каждый из них был опасный – художники испытывали не только себя, но и судьбу, это было частью их творчества. Для проекта "Смерть себя" Марина и Улай соединили свои рты специальным устройством и вдыхали выдохи друг друга. Через семнадцать минут после начала перформанса оба упали без сознания. Для каждого из них "Смерть себя" было испытанием доверия в отношениях.

"Энергия покоя", 1980

Перформанс "Энергия покоя" прошел в Амстердаме в 1980 году. Во время акции художники стояли друг напротив друга, держась за огромный лук, при этом падая назад. Улай держал тетиву и стрелу, нацеленную прямо в сердце художницы, а Марина – сам лук. Интересной деталью перформанса стали микрофоны, которые были прикреплены к телам художников, отслеживая и передавая их сердцебиение. Главная идея перформанса, как и в случае со "Смертью себя" – показать важность доверия в отношениях. Позже Марина Абрамович рассказала, что это было самое тяжелое произведение, ведь ответственность за ее жизнь была в чужих руках. Длительность перформанса была 4 минуты.

"Влюбленные" ("Поход по Великой Китайской стене"), 1988
Перформанс "Великая китайская стена", фото publicdelivery.org

В 1980 году художники решили пожениться на середине Великой Китайской стены. Улай должен был начать свой путь из пустыни, Марина – со стороны моря, и встретиться посередине. Разрешения от китайских властей ждали восемь лет. Перформанс состоялся в 1988 году: чтобы встретиться, каждый прошел более 2000 километров навстречу друг другу. При встрече художник обнялись и расстались – к этому времени их отношения исчерпали себя. Так в историю искусства вошли не только их отношения, но и их разрыв – вряд ли хоть одна пара в мире расставалась столько эффектно и человечно одновременно.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.