Джен Аткин, звездный стилист по прическам, основательница бренда OUAI, опубликовала в Инстаграм
фото с новорожденной дочерью, которую выносила суррогатная мать. Суррогатное материнство для некоторых – единственная возможность иметь детей. Несмотря на юридические и этические сложности, такой способ зачатия становится все популярнее. Вспоминаем наш материал о суррогатном материнстве.
Текст: Николь Мауэрбей, Алена Пономаренко
В январе 2020 47-летняя Кэмерон Диас ее муж Бенджамин Мэдден стали родителями ребенка, которого родила суррогатная мать. В мае 2019 суррогатная мать родила Ким Кардашьян и Канье Уэсту сына, а годом ранее таким же способом они стали родителями дочери. Пара, у которой уже были дети, решила не рисковать: первые две беременности осложнялись для Ким преэклампсией и приращением плаценты. Суррогатное материнство, когда женщина вынашивает и рожает ребенка для другой пары (или одного человека), помогла пополнить семьи многим знаменитостям. Среди них – Том Форд, Элтон Джон, Элизабет Бэнкс, Николь Кидман, Сара Джессика Паркер и Джимми Фэллон. Благодаря этому многие думают, что услуги суррогатной матери – это прихоть обеспеченных людей, и даже используют термин "дети на аутсорсе".
На самом деле требования к тем, кто может вступить в программу суррогатного материнства, предельно жесткие. К такому способу вынуждены прибегать пары с генетическими болезнями, раком, не способные зачать и выносить ребенка, после стерилизации, неудачных операций, более чем четырех безуспешных циклов ЭКО – или комбинации чего-то перечисленного. В Украине перечень проблем со здоровьем, которые дают право вступить в программу суррогатного материнства, утвержден приказом Минздрава № 787. В Великобритании и многих других странах суррогатное материнство доступно одиноким людям, которые хотят детей, но не состоят в отношениях, и гомосексуальным парам, для которых это единственный шанс иметь ребенка, состоящего с ними в биологическом родстве. В Украине шансы есть только у гетеросексуальной пары, которая состоит в браке и исчерпала все другие возможности зачать и выносить ребенка.
Чаще всего люди обращаются в специализированные агентства, которые помогают найти суррогатную мать, разобраться со всеми юридическими тонкостями и будут сопровождать процесс от начала до конца. Закон предусматривает, что беременность должна наступить с помощью ЭКО, без участия яйцеклеток суррогатной матери. Донор яйцеклеток не может одновременно выступать и суррогатной матерью – в противном случае мать будет не суррогатной, а связанной с ребенком генетически.
Проблемы, касающиеся этики соглашений о суррогатном материнстве, существуют везде. Впрочем, в Украине законы, регулирующие суррогатное материнство, довольно прямолинейны, а все процедуры регламентированы. В отличие от Британии, где суррогатных матерей нельзя искать по объявлениям или предлагать им вознаграждение, в нашей стране все решается с помощью соглашения, которое до начала всех процедур заключают стороны – генетические родители и суррогатная мать. В нем прописаны все детали взаимоотношений, обязательства и ответственность сторон, а также порядок действий в случае форс-мажора.
Зачать в Британии с помощью известного агентства Brilliant Beginnings обойдется примерно в 50 000 фунтов стерлингов. В эту сумму входят вспомогательные репродуктивные технологии (ЭКО), судебные издержки, комиссионные сборы и компенсация расходов суррогатной матери, а также услуги агентства. В Лос-Анджелесе (клинический центр суррогатной индустрии, где суррогатное материнство разрешено с 1993 года) – от 200 000 долларов за одного ребенка до 355 000 за близнецов. В Украине цены стартуют от 40 тысяч долларов.
Строгое или непрозрачное законодательство многих стран и высокая стоимость вынуждает пары искать суррогатных матерей за пределами своей страны. Украина считается европейским центром репродуктивного туризма. Виктория Рогатинская, директор международного агентства Assisted Motherhood в Киеве, говорит, что примерно половина клиентов – иностранцы. Агентство сопровождает их до того момента, пока они не вывезут ребенка из Украины. Для каждой страны перечень необходимых для вывоза документов свой.
Часто женщина решается стать суррогатной матерью ради подруги или родственницы, которая не может иметь детей. Доктор Мари Рен, специалист по фертильности в лондонском госпитале Листер, уверена, что самые успешные истории – у тех, кто прибегает к помощи близких людей: "Важно, чтобы биологические родители могли доверять суррогатной матери – и не слишком ее контролировать. Для моей последней пациентки ребенка успешно выносила ее сестра". Не последнюю роль играет и материальное вознаграждение, возмещающее расходы во время беременности (20 тысяч долларов в Украине, от 20 до 40 тысяч и ежемесячные выплаты в 2,5 тысячи долларов – в США), которое позволяет улучшить, к примеру, жилищные условия. В Британии плата за услуги суррогатной матери запрещена, позволительны подарки (стоимость которых, впрочем, не оговаривается) и возмещение текущих расходов на сумму, не превышающую 20 тысяч фунтов.
Поиск сторон процесса всегда кропотлив – не говоря уже о медицинской процедуре подготовки и оплодотворения. Потенциальная суррогатная мать должна быть старше 21 года, здоровой и иметь ребенка, которого она родила сама, обязательно здорового.
"Некоторые пары сразу близко знакомятся с суррогатной матерью, – говорит Рогатинская, – некоторые встречаются лишь для подписания документов и передачи ребенка". Второй случай сложнее. Если суррогатная мать предоставлена сама себе, то у нее может возникнуть ощущение, что ребенок – ее собственный. Ашид Кумар, врач-репродуктолог клиники Western Fertility в Лос-Анджелесе, говорит, что проблем, когда суррогатная мать хочет оставить ребенка себе, у них никогда не было. "Тут все добровольно, – объясняет он. – Делая что-то для других, человек чувствует свое особое место в этом мире. Абсолютный альтруизм".
Многие пары настаивают на переезде суррогатной матери – одной или с семьей – в свой город, посещают с ней врачей. В случае, когда генетические родители – иностранцы, эту роль берет на себя агентство. Оно поддерживает связь между ними и суррогатной матерью.
"Мне было приятно, что Лиза и Майкл, генетические родители, заботятся о том, как развивается их ребенок, – говорит Катерина, 28-летняя суррогатная мать из Киева, которая готовится рожать в мае. – Они не могли ходить со мной по врачам, поскольку живут в Ньюкасле, – но постоянно звонили в агентство, чтобы узнать все новости (я не знаю английского), передавали мне конфеты, цветы, заботились о том, чтобы у меня были хорошие врачи и хорошая клиника". Такая забота о суррогатной матери помогает сформировать у нее нужное отношение к процессу: она понимает, что появления ребенка ждут его настоящие родители, не устанавливает с ним эмоциональной связи, а выполняет свою работу.
Если пара обращается к услугам донора, то при заполнении фенотипической карты она может выбрать желаемый рост, цвет волос, цвет глаз, способности, которые передаются по наследству. В клинике Western Fertility нередки случаи, когда у клиентов очень специфические запросы. Так, один заказчик из Великобритании хотел, чтобы донором яйцеклеток стала выпускница Гарварда. "Мы такую нашли, но это стоило целое состояние", – рассказывает Ашид Кумар.
Механизм вкратце такой: генетической матери (или донору яйцеклеток) назначают стимуляцию яичников. Когда ооциты созреют, их "добывают" с помощью пункции. В этот же день генетический отец сдает сперму, и в лабораторных условиях яйцеклетки оплодотворяют. Получившиеся эмбрионы отправляют в термостат, где они созревают до стадии бластоцисты. Как только это происходит, их замораживают – до того момента, когда нужно будет имплантировать их суррогатной матери. А это случится, только когда все юридические формальности будут улажены (собран анамнез генетических родителей и подтверждено, что они могут обращаться к услугам суррогатной матери по медицинским показаниям; обследована сама суррогатная мать; с ней заключено нотариальное соглашение). Только после этого назначают день Х, когда в клинике суррогатной матери подсаживают в матку эмбрион. Приживется он или нет, станет известно через две недели, после сдачи теста на гормон ХГЧ.
Анастасии Ф. из Киева 39 лет. У нее блестящая банковская карьера, семья, но нет детей. Она говорит, что доверить вынашивание своего ребенка постороннему человеку – одно из самых сложных решений в ее жизни. Сама она выносить не может: после четырех выкидышей эндометрий матки у нее истощен. В репродуктивной клинике, где ее наблюдали несколько лет, вариант с суррогатной матерью предложили врачи. Анастасия говорит, что поначалу они с мужем его принять не могли: он казался шокирующим. Но со временем с мыслью свыклись. Суррогатную мать искали через агентство, выбрали 28-летнюю девушку, которая тоже жила в Киеве. Но та не прошла тесты: психологи сочли, что у нее высок риск эмоциональной связи с будущим ребенком, – пришлось искать другую. Вторая попытка оказалась успешной. Майя сейчас на четвертом месяце беременности, переехала с семьей из Львова, чтобы быть ближе к генетическим родителям ребенка и получать лучшее из доступного медобслуживания, которое оплачивают Анастасия с мужем. "У нас вполне профессиональные отношения, – говорит Анастасия, – и я бесконечно благодарна Майе. Сейчас все скрининги позади, уже понятно, что ребенок здоров, и мы ждем плановой даты родов, чтобы всем вместе отправиться в роддом".
В Великобритании в свидетельство о рождении сначала вписывают суррогатную мать и ее партнера (если таковой имеется), а свидетельство о рождении с именами биологических родителей выдают только после судебного слушания. В США биологические родители вписываются в свидетельство с самого начала. В Украине все иначе. В документы, которые выдают в роддоме, записывается роженица, то есть суррогатная мать. А чтобы оформить свидетельство о рождении ребенка, нужна юридическая помощь (как правило, ее оказывает агентство, сопровождающее процесс). Самим обойтись можно, но хлопотно. Надо собрать пакет документов, в который входят справка из роддома, справка о генетическом родстве из клиники, в которой делали ЭКО, нотариально заверенное заявление суррогатной матери о том, что она родила ребенка для конкретной пары. Все документы подаются в ЗАГС, и уже там, если все в порядке, выдается свидетельство о рождении, в котором в качестве отца и матери указывают генетических родителей. Весь процесс желательно проделать в первые три дня после родов, пока ребенок еще находится в роддоме, иначе при выписке его не смогут отдать биологическим родителям.
Несмотря на то что суррогатное материнство становится все более распространенным, к нему стоит прибегать лишь в крайнем случае, а не делать его жизненным выбором. Успех процедуры зависит от множества факторов, начиная с возраста суррогатной матери и заканчивая качеством исходного генетического материала. И хоть это процесс непростой, но сотням пар он дает надежду иметь ребенка. А это значит, что игра стоит свеч.